Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
пользоваться ими.
Митр.Антоний: Вы упомянули Молитву Господню. Каково для вас
значение этой молитвы, помимо того, что в ней упоминается Бог, Которого в
начале вы называете «Отче наш», упоминается Его Царство, воля? Вы говорили, что
пользуетесь ею. В каком качестве? Как своего рода заклинанием, магической
формулой?
М.Ласки: Ну, это трудно сказать, потому что ее смысл меняется
от раза к разу, по мере того как размышляешь над ней. Вам, должно быть, это
тоже известно. И, думаю, помимо того, что я употребляю ее, да, как своего рода
заклинание, пожалуй, кроме как в этом качестве, не ее слова пришли бы мне на
уста в первую очередь. Я хочу сказать: что-то из нее я принимаю, что-то я бы
отвергла. Например: не введи нас в искушение, или, как сказано в Новой
английской Библии79: не
приведи нас к испытанию. Мне это неприемлемо, это представляется мне
трусостью. С другой стороны, благочестивое пожелание да приидет Царствие
Твое мне кажется великолепным, живительным, возвышающим.
Митр.Антоний: Меня озадачивает не столько то или другое
выражение, сколько тот факт, что молитва, скажем, Молитва Господня, обращена к
Кому-то. Если этот «Кто-то» не существует, как она может вас затрагивать?
М.Ласки: У меня нет ответа на это. Быть может, это все еще
детское обращение к «кому-то», хотя вряд ли так бывает часто. Может быть, я
воспользовалась вашим образом. Позвольте, я приведу другой текст, который мне
ближе. Текст, который часто приходит мне на мысль: Возвожу очи мои к горам,
откуда придет помощь моя (Пс120:1). Для меня в этом больше смысла,
потому что для тех из нас, кому помогает смотреть на горы, помощь эта очень
реальна. Почему— неясно, некоторые объясняют, что это как-то связано с
формой гор, холмов, как бы то ни было, мне нет нужды приписывать им личность,
будто кто-то движется по горам. Я просто по-человечески знаю, что многим
благотворно смотреть на горы. Это им помогает.
Митр.Антоний: Все-таки мне не ясно. Меня смущает то, что
молитва обращена либо к Кому-то, либо в пустоту, но в таком случае я бы
чувствовал, что если она обращена в пустоту, я не могу ею пользоваться.
М.Ласки: В минуты глубокой печали и горя, когда естественно
было бы прибегнуть к молитве, я в этом смысле молиться не могу, и это одна из
тех вещей, без которых нам, атеистам, приходится обходиться. Я прекрасно