Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
воспользовалась вашим образом. Позвольте, я приведу другой текст, который мне
ближе. Текст, который часто приходит мне на мысль: Возвожу очи мои к горам,
откуда придет помощь моя (Пс120:1). Для меня в этом больше смысла,
потому что для тех из нас, кому помогает смотреть на горы, помощь эта очень
реальна. Почему— неясно, некоторые объясняют, что это как-то связано с
формой гор, холмов, как бы то ни было, мне нет нужды приписывать им личность,
будто кто-то движется по горам. Я просто по-человечески знаю, что многим
благотворно смотреть на горы. Это им помогает.
Митр.Антоний: Все-таки мне не ясно. Меня смущает то, что
молитва обращена либо к Кому-то, либо в пустоту, но в таком случае я бы
чувствовал, что если она обращена в пустоту, я не могу ею пользоваться.
М.Ласки: В минуты глубокой печали и горя, когда естественно
было бы прибегнуть к молитве, я в этом смысле молиться не могу, и это одна из
тех вещей, без которых нам, атеистам, приходится обходиться. Я прекрасно
понимаю, что было бы большой поддержкой и утешением— знать, что можно
обратиться с молитвой, и, возможно, именно поэтому люди молятся, но нам это
недоступно.
Митр.Антоний: В моем восприятии важно не то, что есть Кто-то, к
Кому обратить молитву, как то, что Бог, Который— верю я—
существует, дает смысл всему, является как бы ключом гармонии, даже если все
музыкальное произведение— полная дисгармония. Где ваш ключ к гармонии?
Или мир совершенно бессмыслен?
М.Ласки: Возможно, гармонии и нет. Уж конечно, попытки навязать
гармонию на основе тех свидетельств, какие у нас есть, слишком выходят за рамки
того, что мы вправе делать. Но мы можем искать гармонию в самих себе, гармонию
вокруг себя. Мы можем искать то, что приводит нас в гармоничное состояние.
Думаю, это даже наша обязанность. Это очень важная цель, но сказать, что есть
бльшая, всеобщая, всеохватывающая гармония, нет, думаю, это
самонадеянно. А Бог— одно из средств, каким навязывается эта попытка.
Митр.Антоний: Я не говорю, что такая гармония есть, я бы
сказал, что мы находимся внутри динамичного процесса дисгармонии и трагедии, и
у этого процесса есть цель, к которой он направляем, есть конечное разрешение
процесса, осмысление его. Какой смысл можно извлечь, построить из того
винегрета, который являет собой жизнь день за днем?
М.Ласки: Во-первых, я бы не стала искать ничего вроде конечного