Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

М.Ласки: Но, по-вашему, гармония— то есть в том случае,

если мы говорим о музыке, музыкальная гармония— рождается из того, что

идет игра на ваших нервах, из пароксизма диссонансов, из несбывшихся ожиданий.

Покой есть только в могиле.

Митр.Антоний: Действительно, покой есть только в могиле, но мне

гармония не представляется могилой. Но что вы думаете о людях, которые уверены,

что существует нечто Иное, что они называют Богом? Как вы объясняете их опыт

или их утверждения? Вы считаете, что все они совершенно ошибаются или

испытывали галлюцинации?

М.Ласки: Вы подводите меня к искушению, постоянно

подстерегающему атеиста,— к самонадеянности, так что, думаю, я должна

ответить: не знаю. Возможно, некую роль играет темперамент. Предполагаю,

что существует разница между людьми, предпочитающими по крохам собирать целое,

которого никогда не достичь, и людьми, подобными Платону, который прозревал

идеальное совершенство. Мне кажется, есть люди, которые устремлены в

«запредельность», и люди, которые жаждут «здесь и теперь»; я не сужу их, а

просто говорю, что, возможно, это зависит от того, как устроены ваши мозги.

Митр.Антоний: Да, но вы говорили об авторитете как об одной из

основ для выводов и мысли. Если взять весь авторитет человечества в целом, то

видно, что эти люди занимают положение, которое как будто несовместимо с другой

линией, с той, которой следуете вы. Как вам кажется: их следует как-то

включить, или вы скажете, как мне однажды сказал один атеист: «Ваша вера

происходит либо из беспросветного невежества, либо она— следствие того,

что вы сумасшедший, и поскольку вы не безнадежно невежественны (хотя он думал,

что я безнадежен, но не считал меня вполне невежественным), значит, вы

безнадежно помешаны».

М.Ласки: Когда я говорила об авторитете, я опять-таки думала об

авторитете не в больших вещах, а в мелочах. «Лис знает много секретов, а еж

один, но самый главный»80.

Я— лиса. Вы— еж. Так что когда я упоминаю авторитет, я хочу знать

авторитетное мнение о милосердии, о прелюбодеянии, о лжи и гневе. Но не о Боге.

Мои вопросы таковы: что я должна делать перед лицом этих человеческих проблем?

как мне поступать? в чем я могу найти утешение? Отцы Церкви и иудейские

наставники вникли во все эти вопросы и нашли ответы, которые подходят людям,

так что, вероятно, у них есть ответ, подходящий и для меня. Мне не обязательно