Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
или их утверждения? Вы считаете, что все они совершенно ошибаются или
испытывали галлюцинации?
М.Ласки: Вы подводите меня к искушению, постоянно
подстерегающему атеиста,— к самонадеянности, так что, думаю, я должна
ответить: не знаю. Возможно, некую роль играет темперамент. Предполагаю,
что существует разница между людьми, предпочитающими по крохам собирать целое,
которого никогда не достичь, и людьми, подобными Платону, который прозревал
идеальное совершенство. Мне кажется, есть люди, которые устремлены в
«запредельность», и люди, которые жаждут «здесь и теперь»; я не сужу их, а
просто говорю, что, возможно, это зависит от того, как устроены ваши мозги.
Митр.Антоний: Да, но вы говорили об авторитете как об одной из
основ для выводов и мысли. Если взять весь авторитет человечества в целом, то
видно, что эти люди занимают положение, которое как будто несовместимо с другой
линией, с той, которой следуете вы. Как вам кажется: их следует как-то
включить, или вы скажете, как мне однажды сказал один атеист: «Ваша вера
происходит либо из беспросветного невежества, либо она— следствие того,
что вы сумасшедший, и поскольку вы не безнадежно невежественны (хотя он думал,
что я безнадежен, но не считал меня вполне невежественным), значит, вы
безнадежно помешаны».
М.Ласки: Когда я говорила об авторитете, я опять-таки думала об
авторитете не в больших вещах, а в мелочах. «Лис знает много секретов, а еж
один, но самый главный»80.
Я— лиса. Вы— еж. Так что когда я упоминаю авторитет, я хочу знать
авторитетное мнение о милосердии, о прелюбодеянии, о лжи и гневе. Но не о Боге.
Мои вопросы таковы: что я должна делать перед лицом этих человеческих проблем?
как мне поступать? в чем я могу найти утешение? Отцы Церкви и иудейские
наставники вникли во все эти вопросы и нашли ответы, которые подходят людям,
так что, вероятно, у них есть ответ, подходящий и для меня. Мне не обязательно
обращаться к источнику их ответов, но их ответы, скорее всего, подойдут моему
положению.
Митр.Антоний: Меня это поражает. Ведь в наше время люди
стремятся познать все, что существует,— хотят путешествовать, видеть,
читать, слышать, охватить всю реальность. Для меня вопрос стоит так: возможно,
Бог является частью этой реальности, и знать, существует ли Он, столь же
небезразлично, как знать, существует ли то или другое в этом материальном мире.