Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
целом, но тем не менее не подвергала свои видния суждению авторитета.
Как я уже сказала, она переменяла свои авторитеты всякий раз, как они не
соответствовали ее видению.
Митр.Антоний: И тем не менее вот женщина, которая, подобно
многим, обладает чем-то, что считает реальным. Вы приложили бы много усилий,
чтобы открыть для себя нового писателя, нового художника, живописца или
скульптора, новый мир исследований, а здесь вы утверждаете, что нет ничего
достойного исследования. Меня это озадачивает.
М.Ласки: Я говорю не совсем это. Вероятно, я бы действительно
не пошла в своих усилиях так далеко, как сочли бы нужным пойти вы. Я
действительно не вижу, чем подменить этот ваш мир, поскольку, скажем,
приходится с печалью констатировать, что со времени Возрождения в искусстве не
было источника вдохновения, сравнимого с религиозным вдохновением. Светская
музыка не выдерживает сравнения с музыкальными переложениями мессы. Не подлежит
сомнению, что вера в Бога и религии, родившиеся из этой веры, придали жизни
форму и вид, мыслимой замены которым я не вижу, и в этом отношении я готова
согласиться с вами, что моя жизнь беднее жизни человека верующего. Мое оправдание—
и я предлагаю его со всеми возможными оговорками— в том, что моя жизнь
основана на истине, как я ее вижу, и это неизбежно отводит меня от
совершенства. Оно не для меня.
Митр.Антоний: Я страшно рад тому, что вы сказали, потому что
думаю, что честность и правдивость имеют первостепенное значение. И я уверен,
что Бог больше радуется правдивому неверию, чем подложной вере. Теперь, думаю,
пора мне дать вам возможность высказать то, что вы хотели бы добавить к нашей
беседе.
М.Ласки: Вероятно, я изобразила атеизм очень убого, да я и не
думаю, что в нем есть богатство. Я думаю, что атеизм— очень
протестантская, очень пуританская вера, которая, как я уже говорила, может
впадать в самонадеянность, потому что у нас нет авторитетов. Но одно я скажу в
его пользу и против религии, а именно: если вы стараетесь жить по нему, он
развивает в вас качество, которое я ставлю очень высоко: стойкость без нытья,
без того чтобы искать помощи, ожидать которой нет никакого основания. Но нам
приходится— и когда я говорю «нам», я не знаю, кто эти «мы», я не знаю,
кто такие атеисты, и здесь опять-таки проявляется самодостаточность,— нам
приходится глубоко полагаться на религии, которые обладают многим, чего у нас