Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

нашу душу взрывают, озаряют ее, дают ей импульс, толчок и нас приобщают к тому,

что стоит за этим опытом: к Богу».

Антропологичность. Эта особенность учения митрополита Антония более

всего раскрыта в данной книге, посвященной в первую очередь антропологическим

проблемам. Проповедь митрополита Антония устремлена к тому, чтобы вернуть

испуганному и оглушенному современнику веру в себя. Митрополит Антоний

постоянно говорит о том, что «Евангелие все пронизано верой в человека»,

говорит и о том, что человек— «единственная точка соприкосновения между

верующим и неверующим», потому что «человек— это та реальность, которая

составляет тему жизни всякого человека». Он подчеркивает безмерную глубину

каждой человеческой личности, бесконечную ценность человека для Бога и

постоянно присутствующую возможность общения между Богом и человеком. Это

общение в каком-то смысле равноправно, то есть подобно отношениям любви или

дружбы, а не господства и рабства. Именно так, как личные и неповторимые

отношения с Богом, митрополит Антоний открывает нам молитву. Благодаря

сосредоточенности митрополита Антония на человеке во всей полноте бытия, его

проповедь производит впечатление обращенной к каждому лично, несмотря на то,

что его слушают толпы. Оно вызывает каждого человека на личный диалог с Богом.

В современном секулярном обществе слово митрополита Антония звучит

непривычно— это слово проповедника, пастыря, оно призвано изменить жизнь

людей, а не их взгляды и убеждения, но изменить не так, как меняет

гипнотическое, агрессивное слово проводника какой-либо идеологии, но скорее

так, как ее углубляет поэзия. Об этом говорит Рильке: «Здесь [в искусстве] нет

ни одной точки, где тебя не видно. Ты должен жить по-иному». Мы позволим себе

добавить, что в своей особой плотности и концентрации слово митрополита Антония

преображает нашу жизнь подобно тому, как это делает Священное Писание: Ибо

слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно

проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и