Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
просим о том, чтобы мы были изменены самым глубинным, самым решительным
образом, дабы прославился, воссиял Бог, по слову Евангелия— чтобы, видя
добрые дела наши, прославили бы люди Отца нашего, Который на небесах
(Мф5:16). И здесь требуется огромная строгая, подвижническая настроенность.
Этим объясняется, что отцы Церкви, подвижники нам говорят: каково бы ни было
твое расположение, настроение, состояние телесное или душевное— не
обращай на них никакого внимания, стой перед Богом и молись, твори волю Божию,
каковы бы ни были последствия. Когда мы молимся, чтобы Господь Дух Святой нас
наполнил, мы должны молиться о торжестве Божием, зная, что Его торжество—
и в нашем спасении, но думая о Нем, как мы думаем о любимом человеке, стремясь,
чтобы наша жизнь была Его славой, Его победой.
Если бы мы были так настроены, то всегда могли бы молиться, мы не ставили бы
вопрос о том, что мы устали, унылы, что настроения нет, что нас что-то
отвлекает, потому что считали бы именно эти препятствия причиной, почему нам
надо молиться еще более упорно, еще более настойчиво, ибо это состояние души,
тела нашего, тот участок вселенной, мое «я» телесно-душевное и духовное,
которое Бог вручил мне, чтобы я его освятил и сделал уделом Божиим,— в
плену, и теперь-то и надо его освобождать от этого духовного плена, призывая на
помощь и святых, и Божию Матерь, и ангела хранителя, и Силы небесные, и Самого
Спасителя Христа, и Духа Святого. В этом смысле молитва— это борьба за
то, чтобы на землю, вот на тот маленький участок, который я собой представляю,
сошел огонь Святого Духа и зажег все вечным пламенем, превратил сухое,
пустынное деревце в неопалимую купину. Поэтому искать себе пощады, утешения,
извинения в том, что те или другие душевные состояния мне мешают
молиться,— нельзя, именно из-за них и молишься.
И здесь начинается весь трезвый, строгий путь подвига: просто преданности
Богу, уважения к Нему, любви к Нему, готовности Ему служить.
Апостол Павел называет христиан воинами (2Тим2:3), воин не