Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
врагов и толпа испуганных, смятенных, неуверенных людей. Подумайте о Голгофе, о
распятии Спасителя: на холме стоит крест, и на кресте умирает плотью Сын Божий.
Он умирает, потому что Он так нас возлюбил, что во всем уподобился нам,
кроме греха, Он умирает, потому что Он стал на сторону Божию, и окружающий Его
мир не мог, не захотел Его вместить. Христос был распят вне врат Иерусалима, то
есть вне человеческого общества, вне града, как бы изгнанный в пустыню козел
отпущения (Лев16:5—10), на которого ложились грехи древнего Израиля и
который изгонялся на погибель вне врат, вне города, вне общества,—
отрубленный, отрезанный ломоть… Здесь происходит самая трагическая борьба:
умирает плотью бессмертный Сын Божий, умирает свободным выбором Своим, чтобы
открыть нам путь в вечность. Святой Григорий Богослов говорит: чему не
приобщился Христос, того Он не искупил. Он приобщился всему, включая
последствия греха, которые сделали человека смертным и отдалили его от Бога. Он
умирает именно в этом ужасе богооставленности: Боже Мой, Боже Мой! зачем Ты
Меня оставил? (Мк15:34), Он умирает от богооставленности.
Около Него два креста, два разбойника, два преступника, оба осуждены
человеческим законом справедливо, и вместе с тем осуждение этим законом
невинного, совершенного человека— Христа доказывает неправду тех людей,
которые вершили судьбами этих трех распятых. Каждый из этих разбойников видит
свое состояние, свой грех, преступление и осужденность иными глазами именно
потому, что рядом с ним распят Невинный. Один, видя, что те же люди, которые
его засудили, осудили на смерть Спасителя, отвергает их право произносить суд и
восстает против него, восстает против суда, против судей, в конечном
итоге— против Бога, Который допустил эту неправду. А другой, видя, что
суд человеческий может на смерть осудить даже невинного, свое осуждение
принимает как должное, узнает во Христе своего Спасителя, и Христос ему обещает
в тот же день прощение и рай (Лк23:40—43).
Дальше, около креста два человека: Иоанн и Матерь Божия, Которая тридцать с