Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

говорили о Спасителе Христе: Он является осуждением, потому что показал нам,

чем человек призван быть и чем может быть с помощью благодати Божией; и

вместе с этим Он является нашим спасением.

Вглядимся в эти две жизни, о которых я хочу вам сказать, о которых многие

уже слышали от меня, но о которых всегда стоит задуматься вновь и вновь. Те из

вас, кто слышал уже, не закрывайте своего слуха, разума и сердца, не говорите в

течение всей этой беседы: все это я уже слышал, это не ново. Вопрос не в том,

чтобы это было ново, вопрос в том, чтобы это встало пред лицом совести каждого

из нас и чтобы наша совесть была принуждена ответить да или нет на

тот вызов, который бросает нам жизнь подвижника.

Первый, о ком я хочу сказать, это очень юный русский князь конца

XIIвека, Михаил Муромский. Его отец был христианин, вся семья не только

крестилась, но крепко, всерьез уверовала в Евангелие и во Христа. Правил его

отец Муромской областью, окружена она была целым морем еще не уверовавших и не

крестившихся языческих племен. И вот загорелась война; в течение короткого

времени племя, напавшее на Муромскую область, было разбито, его остатки

закрылись в городище, чтобы защищаться до последнего. Воины Муромского князя

засели в лесу, окружив городище, никакой надежды не было ни выйти из него, ни

получить помощь или пищу, оставалось князю Муромскому ждать, чтобы голод и

отчаяние заставили жителей сдаться. Но он уверовал в Христа, уверовал в

Евангелие, и для него было ясно, что эти люди, которые считают его непримиримым

врагом, для него не враги, потому что у христианина нет врагов, все для

него— Богом сотворенные братья, заблудшие или нашедшие свой путь, но все

равно братья. Он не мог допустить, чтобы голодная смерть погубила жителей: и

крепких воинов, и женщин, юных подростков и детей; он знал, что каждый из них

Богу лично дорог, что ради спасения каждого из них Христос стал человеком,

претерпел ужас Гефсиманского сада и крестную смерть, что умер бы Он и за одного

человека, как Он умер за человеческий род, что умер Он не за всех коллективно,