Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
в том, чтобы прекратить всякое брачное общение, потому что брачное общение это
не попытка с жадностью насладиться телом другого человека, а момент, когда
человек так преисполнен любовью к другому, что всего себя отдает, отдает душу
свою, отдает телесность свою, но в чистоте, не с жадностью, не для того чтобы у
другого человека что-то приобрести или оторвать. И вот в такие периоды, в таких
состояниях, мне кажется (и за это меня, вероятно, многие осудят), что законно
прибегнуть к контрацепции, то есть не дать ребенку родиться в такие
обстоятельства, где он встретит только страдание, изуродование жизни, смерть, в
жизни которого ничего не будет светлого.
Конечно, можно играть словами и говорить: «Если Бог не захотел бы, не
родился бы ребенок». Но Бог не насилует человека. Он нам дал свободу решать и
действовать согласно своей мудрости или своему безумию. И поэтому мне кажется,
что если контрацепция не соединяется с попыткой ложных, нецеломудренных
человеческих отношений между мужем и женой, а связана с тем, чтобы не создать
возможность уродливой жизни для невинного ребенка, который не виноват ни в чем,
то контрацепция справедлива, она законна.
Совсем другое дело— аборт. Аборт это убийство, и об этом и говорить
нечего. Я знаю, что в некоторых медицинских случаях приходится прекратить жизнь
ребенка, потому что иначе и ребенок, и мать погибнут, но это медицинская
проблема. Когда, например, зарождается урод, который не может родиться или
который может убить мать и себя, я глубоко убежден, что справедливо не дать
ребенку родиться, если не будет ему дана возможность войти в жизнь, а не в
полусмерть, не в погибель. Но это не должно быть связано со страстной,
безответственной жизнью.
Тогда поясните, что такое целомудрие. О нем так мало написано, само слово
до сих пор остается ни филологически, ни богословски не расшифровано.
На вопрос о целомудрии, который вы мне ставите, ответить не так
просто— в том смысле, что слово не раскрывает значения самой вещи. Если