Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Что же случилось с Адамом? Если вчитаться в Ветхий Завет, в первые главы
книги Бытия, там образно изложена его судьба. Адам живет в саду, который являет
собой все мироздание, и в нем два дерева, представляющие собой две параллельные
возможности: древо жизни и древо познания добра и зла. Адаму сказано: не
прикасайся к плодам древа, которое даст тебе познание добра и зла
(Быт2:17), потому что зло— это уничтожение, зло— это то, чего
нет, это зияющая бездна. Можно познать добро и вырасти свыше своей меры,
но нельзя познать зло и не разрушиться. Ветхий Завет нам говорит, что Адама
стал звать к этому дереву змей. С точки зрения примитивных народов змей,
конечно, является опасностью: это существо ползает, никогда прямо не ходит, оно
до конца приземлено и вдобавок его жало смертоносно для всякого, кого оно
ужалит. Змей представляет собою смерть, но, кроме того, в целом ряде древних
религий змей представляет собой изначальную бездну небытия. И поэтому вопрос
перед Адамом стоит так: если ты прикоснешься к этому познанию зла, которое есть
посильное возвращение в небытие, ты будешь погружен— да, в какое-то
изначальное существование земного бытия, но ты в нем погрязнешь и уже не будешь
человеком, не будешь живой силой, ты должен будешь в этом погибнуть.
Приобщение к древу жизни— это приобщение к Богу. Есть выражение у
апостола Павла: ум Христов (1Кор2:16). Мы должны так быть
едиными с Богом, чтобы наши мысли, наше восприятие, наше понимание, наше знание
вещей было Божие знание, Божие восприятие. Тогда можно, как бы привившись к
Богу, соединившись с Ним, сроднившись с Ним, уже начинать понимать то, что вне
Бога и вне тебя, но понимать уже изнутри как бы Божией мудрости, Божией
реальности. Понимать, что значит небытие, можно только по контрасту, постигая,
какая полнота бытия в Боге, как можно вырастать, вечно расти, питаться
торжествующей жизнью и знать, что вчера или раньше этой полноты не было;
значит, в какой-то другой момент этого не было вовсе,— была или смерть
или небытие. И только изнутри приобщенности к Богу можно понимать, что такое