Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
тех возможностей, которые потом могли расцвести в полноте и женственности, и
мужского состояния. Очень интересно видеть в Библии, что Адам был создан, жил,
и в какой-то момент— именно не изначально— Бог привел к нему всех
существующих животных, и Адам увидел, что он— единственное существо,
которое не имеет себе как бы напарника. Он один, а у всех других существ есть
женский и мужской пол. И вдруг Адам осознал себя одиноким. В этот момент Бог
сказал: не хорошо быть человеку одному, и, как говорится в наших
переводах, навел на человека крепкий сон (Быт2:18, 21).
Это выражение не всегда удовлетворительно, вернее, меня не удовлетворяет.
Греческий текст употребляет гораздо более интересное выражение: греческий текст
нам говорит, что Адам вошел в состояние экстаза, исступления. Вы меня, может
быть, спросите, какая разница? Разница громадная: уснуть— это потерять
сознание и быть как бы ниже себя самого, исступление, экстаз— это
состояние, когда человек теряет себя, потому что перерастает себя, это
состояние восторга по сравнению с состоянием уныния.
И вот в этом состоянии восторга из него как бы рождается Ева. Первая их
встреча замечательна. Они встречаются лицом к лицу, Адам смотрит на Еву и
говорит: это плоть от плоти моей, это кость от костей моих, это я— и это
она. Еврейский текст в этом смысле гораздо более разителен тем, что там
употреблены слова иш и иша, мужская и женская форма одного и того
же слова. По-русски, когда мы говорим «мужчина» и «женщина», мы употребляем
слова очень разные. Да, Адам вдруг осознает, видит, что Ева— это он
в женском роде, а Ева смотрит на него и видит, что это— она в
мужском, и вместе они составляют всечеловека, и это называется встреча.
Меня очень поражает слово «встреча». Русское слово нам известно. Два
человека, которые были врозь или никогда не стояли лицом к лицу, вдруг сошлись.
По-сербски слово «встреча» значит «радость», и вот встреча— это ликующая
радость, потому что каждый себя видит в другом и одновременно сознает эту