Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
которые обособлены друг от друга. В этом заключается и падение, и расторжение
чуда взаимной любви, чуда видения друг в друге совершенной красоты, которую Бог
вложил в каждого из них и в каждого из нас.
Многие думают, будто грехопадение состояло в том, что Адам познал Еву
брачной любовью и что в результате этого случилась какая-то катастрофа, потому
что это им было не предназначено,— это не так. Это определенно не так по
библейскому рассказу. Рассказ нам совершенно ясно показывает, что Адам познал
Еву только после грехопадения, и поэтому их физический, телесный брачный союз не
мог и не может никаким образом быть рассмотрен как грех сам по себе. Физическое
общение мужчины и женщины не греховно, греховно вожделение, греховна
бесчувственная жадность. В идеале брак или взаимное общение, которое приводит к
нему, начинается в том, что человек другого любит, сердцем любит
настолько, что они делаются едиными в духе, едиными в душе, и совершенно
естественно, что эта любовь охватывает всего человека, включая и его тело.
Просто дивно думать, что и телесность наша участвует в тайне любви,— не обладания,
не вожделения, а именно той любви, которая делает двух едиными.
Есть место в одной рукописи Евангелия, не вошедшего в состав канонических
книг, где говорится, что спросили Христа: когда придет Царство Божие? И Он
ответил: Царство Божие уже пришло тогда, когда двое перестали быть двумя
и стали едины. И в Ветхом, и в Новом Завете говорится, что в браке два человека
делаются одной плотью, то есть одним живым существом, одной личностью в
двух лицах, и, разумеется, в этом не может быть греха по существу. Грех,
конечно, может вкрасться. Вкрадывается он постоянно, грех постоянно как бы ждет
случая появиться: властвованием одного над другим, физическим голодом, который
заменяет собой любовь и ласку, эгоизмом, бесчувствием. Конечно, нет никакого
брака в христианском или в ветхозаветном смысле, если соединение двух, мужчины
и женщины, начинается с плоти, а не с душевной любви или взаимного единства. Но
не в браке грех, не в соединении двух грех, а в том именно, что в таких случаях