Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

нужда— мне дела нет… Вот чему может научить нас рассказ о Каине и об

Авеле.

Мне было поставлено два вопроса. Первый вопрос: почему Каин убил Авеля?

Почему его могло так возмутить то, что Бог принял жертву его брата и

отверг его собственную, чтобы он мог дойти до убийства?

Знаете, то, что совершилось с Каином, совершается ежедневно во всем мире, но

не обязательно в форме физического убийства, а в иной форме. Каин оказался

перед лицом брата, который для него был как бы воплощением Божиего осуждения.

Глядя на своего брата Авеля, он видел, что есть человек, который приемлем для

Бога, тогда как он неприемлем. И он поступил так же, как часто поступали люди в

древности, как каждый из нас иногда поступает. У него было чувство, что, не

будь Авеля, все было бы хорошо: не было бы точки сравнения, все было бы просто,

будь Каин один. И он решил убить Авеля, отделаться от него, устранить, чтобы

были только он да Бог, он да жизнь.

Вы, может быть, скажете: ну, слава Богу, такого никто из нас никогда

не совершал.Неправда! Как часто, когда человек стоит на нашем пути, в том

или другом виде— и политически, и житейски,— мы думаем: ах, если бы

только его не было, как бы дышалось свободно, как было бы хорошо! Ах, если бы

только его не было на свете! И это очень страшная мысль, потому что это каинова

мысль. Мы не доходим до того, чтобы убить человека, нет. Но мы как бы доходим

до того, чтобы его отстранить, исключить его из нашей жизни,— а это

человеку иногда бывает так мучительно, так страшно и так больно. Вот первый

вопрос, который был мне поставлен, и вот мой ответ, насколько я могу на этот

вопрос ответить.

Второй вопрос: почему, каким образом жертва одного оказалась приемлема,

тогда как жертва другого была отвергнута? Речь, конечно, не идет о том, что Бог

с большей готовностью принимал один род пожертвований, чем другой. Бог смотрел

не на жертву, которая не могла ничего особенного выразить о человеке: тот