Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
его комнату и закрыл за собой дверь. И я ощутил такое качество и глубину
молчания, которое вовсе не было просто отсутствием шума, отсутствием звука. Это
было сущностное молчание— молчание, которое французский писатель Жорж
Бернанос описал в одном романе30
как молчание, которое само— Присутствие. И я услышал собственные слова:
«А говорят, что есть смерть… Какая ложь!»
Соприсутствие с умирающим
Бывает умирание иное. Я помню молодого солдата, который оставлял после себя
жену, ребенка, ферму. Он мне сказал: «Я сегодня умру. Мне жаль покидать жену,
но тут ничего не поделаешь. Но мне так страшно умирать в одиночестве». Я сказал
ему, что этого не произойдет: я буду сидеть с ним, и пока он будет в состоянии,
он сможет открывать глаза и видеть, что я здесь, или разговаривать со мной. А
потом он сможет взять меня за руку и время от времени пожимать ее, чтобы
убедиться, что я здесь. Так мы сидели, и он ушел с миром. Он был избавлен от
одиночества при смерти.
С другой стороны, порой Бог посылает человеку одинокую смерть, но это—
не оставленность, это одиночество в Божием присутствии, в уверенности, что
никто не ворвется безрассудно, драматически, не внесет тоску, страх, отчаяние в
душу, которая способна свободно войти в вечность.
Последний мой пример касается молодого человека, которого попросили провести
ночь у постели умиравшей пожилой женщины. Она никогда не верила ни во что вне
материального мира, и теперь она покидала его. Молодой человек пришел к ней
вечером, она уже не отзывалась на внешний мир. Он сел у ее постели и стал
молиться; он молился, как мог, и словами молитв, и в молитвенном безмолвии, с
чувством благоговения, с состраданием, но и в глубоком недоумении. Что
происходило с этой женщиной, вступавшей в мир, который она всегда отрицала,
которого никогда не ощутила? Она принадлежала земле— как могла она
вступить в небесное? И вот что он пережил, вот что, как ему казалось, он