Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его (Мк3:13—19).

С этого времени заметно старание Иисуса выделять из общего числа учеников

более тесный круг лиц, лучше понимающих Его или порой хоть не понимающих, но

слепо, преданно, любовно за Ним следующих. Господь Иисус Христос старается

развить из них полезных деятелей. В какой-то мере общественная проповедь Христа

постепенно отходит на второй план и главное усилие Его начинает

сосредоточиваться на этом кружке будущих апостолов. И с каким терпением Он

воспитывает их! Мы можем видеть целый ряд моментов, которые я хочу выделить,

раньше чем вернусь к тому отрывку, который я читал.

В Евангелии от Иоанна мы читаем:

Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда

идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь;

никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то

знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему:

Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени

Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты

говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?

(Ин14:5—10).

Здесь видно непонимание учеников. Несмотря на то что они постоянно следовали

за Христом, внимали Его словам, что Он отдельно учил их, они многого не

понимали до последнего момента, пока Христос не воскрес. Согласно Евангелию от

Иоанна, Он говорит: Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете

вместить (Ин16:12). И еще есть место в Евангелии от Луки:

Был же и спор между ними, кто из них должен

почитаться бльшим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и

владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь

как меньший, и начальствующий— как служащий. Ибо кто больше: возлежащий,

или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий

(Лк22:24—27).

Это я вычитываю для того, чтобы показать, как долго и терпеливо Христу

приходилось воспитывать Своих учеников, приготавливать их к исполнению того, к

чему они были призваны, то есть к проповеди Его. Содержанием их проповеди не

должно было быть нечто, что они как бы слышали, но чего они не испытали и не

познали глубинным внутренним опытом. Апостол Иоанн пишет в одном из своих

посланий: мы говорим о том, что мы слышали, что видели своими очами, что