Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

указывать на невидимое. Все видимое, все материальное имеет глубину; так можно

думать на основании того, что Бог создал все, каждую вещь актом любви и создал

ее такой, что она продолжает иметь с Ним связь; она— не просто «предмет»,

который Бог сотворил и пустил в Историю. Этот предмет имеет связь с Богом, и мы

можем видеть это, потому что все чудеса евангельские свидетельствуют о том, что

материальный мир может слышать Его голос и отзываться.

Возьмите все чудесные исцеления, которые мы находим в Евангелии. Причина

болезни, причина, почему что-то не в порядке,— сам человек, а его больное

тело— жертва. И Бог обращается, разумеется, к человеку, потому что, чтобы

отношения снова стали гармоничными, перемениться должен человек, но Он

обращается со словом и к тому, что мы очень часто рассматриваем лишь как

инертную природу. Например, те несколько случаев, когда Христос повелевает

ветру и морю (Мк4:35—41; 6:47—51), когда приказывает лихорадке оставить

тещу петрову (Мф8:14—15), приказывает болезни уйти. На основании этого мы

можем признать, что между Богом и всем сотворенным есть связь, что творческое

слово, которое прозвучало когда-то и вызвало все к бытию, продолжает звучать и

все, что создал Бог, сохраняет способность слышать, и понимать, и внимать Ему.

Это становится еще более явно, проявляется с такой силой, если подумать о

Воплощении. Бог воспринял человеческую природу, но это же означает, что Он

принял на Себя, соединил со Своим Божеством материальность этого мира,

потому что все мы состоим из тех же атомов и частиц и всего, что тварно. И

Христос, став человеком, сроднился как с самой великой галактикой, так и с

малейшим атомом и со всеми нами в нашей материальности.

И значит, когда Христос говорит конкретными образами, это не просто образы.

Он говорит нам: взгляни на мир, который Я создал— он связан со Мной такой

связью, которой ты уже не чувствуешь, ты ее больше не видишь, ты ее не

воспринимаешь больше, а между тем мир находится в такой связи со Мной, что

способен слышать Мое слово, отзываться на него. И чудо, в отличие от