Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

говорится, но так легко себе представить, что в этой толпе есть мужчины,

женщины, у которых этот вопрос еще не сформулировался достаточно ясно, чтобы

поставить его, но уже где-то созревает, он уже принимает некие очертания, хотя

человек еще не способен выразить его словами, и вот кто-то задал вопрос: это же

мой вопрос! И они слушают. Но есть и другие люди, у которых никогда не

возникало подобного вопроса, они, вероятно, переглядывались и говорили: о чем

это они? Один глупец задал нелепый вопрос, а Этот тратит время на ответ! Что

это с ними?

Так вот, что-то подобное происходит с нами, когда мы читаем Евангелие; такие

случаи встречаются и в житиях святых. Иногда в житии мы видим, как святого окружают

люди и святой совершает непонятный поступок. Я сейчас думаю о святом Амвросии

Оптинском. Он беседовал с группой просвещенных людей, которые ставили ему

вопросы о духовной жизни, и вдруг он оставил их, бросился в толпу, вытащил из

толпы убого одетую старую крестьянку, посадил ее рядом с собой на пенек и стал

обсуждать с ней, как следует кормить индюшек. Когда он кончил, она

поблагодарила и отошла, и те духовные люди сказали: «В чем дело? Мы не понимаем

тебя! Ты беседовал с нами о духовных предметах и все оставил, чтобы говорить с

ней об индюшках». И он ответил: «Да, потому что духовная беседа для вас—

роскошь, а для нее эти индюшки— вопрос жизни и смерти. Ее нанял пасти

индюшек богатый крестьянин, индюшки у нее мрут, и хозяин сказал, что, если мор не

прекратится, он ее прогонит. А для нее это означает остаться без крова и

умереть с голода. Совет о том, как кормить индюшек, для нее важнее, чем для вас

знать, как святые лицезрели Бога».

Так что, видите, данный случай по той же линии: есть кто-то, для кого вопрос

реален, и к этому человеку притча обращена на самых разных уровнях: на

самом очевидном, на котором представлен образ, но также на самом глубоком

уровне, какой только доступен ему. И потом в какой-то момент понимание

кончается, образ исчерпал свое содержание, человек должен сначала созреть и