Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

умереть с голода. Совет о том, как кормить индюшек, для нее важнее, чем для вас

знать, как святые лицезрели Бога».

Так что, видите, данный случай по той же линии: есть кто-то, для кого вопрос

реален, и к этому человеку притча обращена на самых разных уровнях: на

самом очевидном, на котором представлен образ, но также на самом глубоком

уровне, какой только доступен ему. И потом в какой-то момент понимание

кончается, образ исчерпал свое содержание, человек должен сначала созреть и

измениться, чтобы он смог сделать следующий шаг и открыть для себя новый

уровень— подобно Лестер, которая открыла, обнаружила, быть может, пять,

шесть, десять слоев, пока не дошла до сверкающего потока воды живой, воды жизни

вечной.

Вот, пожалуй, все, что я могу сказать вам о притчах. Не знаю, пригодится ли

вам что-либо из сказанного, и если у вас есть вопросы, я могу попробовать

ответить на них.

Ответы на вопросы

Как понимать слова: «Имеющий уши да слышит»? Христос в каком-то смысле не

хотел, чтобы люди понимали?

Нет, я думаю, Он хотел, чтобы они понимали то, к пониманию чего они уже

созрели. Одна из проблем, с которой мы сталкиваемся в жизни, возникает из-за

того, что мы сталкиваемся с вещами, которые превосходят нас, а нам кажется, что

мы их понимаем, потому что головой— да, понимаем. Но они остаются

совершенно бесплодными в нас, и из-за того, что мы думаем, будто поняли их, мы

никогда не переходим из мира фантазии в реальность. Христос предлагал Свое

учение и Свои притчи так, чтобы каждый человек мог понять их на уровне

собственной зрелости. Он не предлагал интеллектуальных построений, которые

могут быть поняты только умственно и отложены в уме, в памяти как интересный

материал.

Я помню, очень давно один из моих воспитанников спросил меня в летнем

лагере, что ему читать о духовной жизни. И я ответил: «Читай „Добротолюбие“209»! В каком-то смысле это был

самоочевидный ответ, это очень практично, в нем все есть. Я упомянул об этом

при одном старом священнике, отце Сергии Четверикове, и он мне сказал: «Никогда

не говори так!» Я удивился: «Что вы имеете в виду? Я посоветовал читать самую

лучшую книгу, какая только есть!» И он ответил: «Да! У него возникнет иллюзия,

будто умом он все понял. В лучшем случае он станет, словно обезьяна, подражать

примерам, которые вычитает там. Он станет прошколенной обезьяной, он никогда не