Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Небесного Бога Отцом. И когда я говорю «дерзаем», я только повторяю те слова,

которые мы произносим в Литургии перед этой молитвой211. Мы просим Бога, чтобы Он нам дал

неосужденно, со дерзновением произнести эту молитву. Потому что, опять-таки,

назвать Бога Отцом в полном смысле этого слова может только Тот, Который

является для Него подлинно, истинно Сыном— не пасынком, не блудным сыном,

а Сыном в полном смысле этого слова, таким Сыном, о Котором Христос говорит: Видевший

Меня, видел Отца (Ин14:9), о Котором святой Василий Великий говорит,

что Он— Христос— является как бы печатью, раскрытием перед нами

самого Бога непостижимого, является ликом невидимого Бога212.

И когда мы говорим Отче наш, мы должны бы отдавать себе отчет в том,

что можем называть Его Отцом, лишь поскольку соединены с Единородным Его Сыном,

ставшим Сыном Человеческим. Мы только потому можем называть Бога Отцом, что

Сына Его мы приняли как своего Бога, как своего Спасителя, как своего Учителя и

одновременно путь, которым идет Христос, приняли как свой собственный путь:

решились в жизни быть как бы Его живым присутствием. Но в полном смысле мы

этого сказать не можем, потому что грешны, потому что сознание в нас двоится,

потому что воля наша колеблется, потому что наше желание направлено и на добро,

и на зло. Апостол Павел об этом признается в своих посланиях. Он говорит, что

чувствует в себе два закона: закон жизни и закон смерти, что в нем воюют как бы

две силы, что то добро, которого он хочет, он не творит, а зло, которое

ненавидит, творит все время (Рим7:15—23). Если он это говорил, то, конечно,

мы должны это сознавать и признавать еще в большей мере.

Как в таком случае можем мы обратиться к Богу и назвать Его Отцом? Только,

мне кажется, если признаем себя блудными детьми, если признаем, что мы—

блудные сыновья и дочери, но взываем к Нему из далекой страны, где мы

заблудились, или с полпути в отчий дом, или, может быть, у самых врат этого

дома.

Вы наверно все хорошо помните, как блудный сын из притчи, полный молодой,