Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
суживаться. Всех мы не можем и не умеем любить, но умеем ли мы любить любимых?
Является ли наша любовь к тем, кого мы любим, благословением, свободой,
полнотой жизни для них или тюрьмой, в которой они сидят, как пленники в цепях?
У пророка Исаии есть слово: отпусти пленных на свободу (Ис58:6). И каждый
из нас скажет: «У меня нет рабов, я никого не держу в плену, у меня нет власти
ни над кем»,— и это неправда! Как мы держим друг друга в плену, как мы
порабощаем друг друга! Какой узкой мы делаем жизнь друг для друга, и, страшно
сказать, как часто это бывает из-за того, что мы человека будто «любим» и знаем
лучше него, что составляет его счастье и добро. И как бы он ни стремился к
своему счастью, как бы он ни стремился раскрыться, как цветок раскрывается на
солнце, мы бросаем на него свою тень и говорим: «Нет, я лучше тебя знаю, каковы
твои пути, каково твое счастье». Как часто приходится слышать— может
быть, не в таких словах, но по сути: «Боже, если бы этот человек меня перестал
любить, каким бы я был свободным! Я мог бы жить, с меня спали бы цепи, началась
бы жизнь».
Второй образ— из французской книги о том, как человек захотел создать
земной рай217. Некто Киприан,
прожив много лет среди дикарей на островах Тихого океана, страстно возлюбил
землю, природу, жизнь, творческие силы этой природы и научился от местных
жителей, как колдовством любви вызывать к жизни все живые силы порой иссохшей
земли. Он возвращается к себе на родину, покупает клочок каменистой,
безжизненной почвы и как бы окутывает эту почву своей любовью, вызывает в ней и
из нее все живые, творческие силы. И почва, которая была мертва столетиями,
начинает оживать, произращать травы, деревья, цветы, она становится как бы
земным раем. И в этом озарении, в этом свете любви и животные начинают
собираться, потому что там любовь побеждает их вражду, их взаимную злобу, их
привычки, инстинкты; живут они как в раю. Один только зверь остается вне этого
рая— лиса. Она не хочет присоединяться к другим, остается вне. Киприан