Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

и постоянную, Он отвечает воплощением, жизнью, смертью Своего Сына, на

постоянную нашу неверность Он отвечает Своей непоколебимой верностью. Все, что

у нас в жизни есть— и тело, и душа, и ум, и сердце, и воздух, которым мы

дышим, и пища, которую мы едим, друзья и родные,— все от Него, мы обязаны

Ему всем, мы Его должники до конца. Он долга от нас не требует— Он ждет

от нас ответной любви и творческой, именно творческой благодарности. Не просто

благодарности сердца или памяти: «Спасибо Тебе, Господи!»— а такой

творческой благодарности, которая создавала бы для людей вокруг нас то чудо Царства

Божия, Царства любви, взаимной заботливости, к которому все мы призваны. А

вокруг нас люди, как тот должник, немного задолжавший своему знакомому, нам

«должны» что-нибудь: забывают нас, обижают нас, унижают— что только не

делают. Но если бросить на весы все это— и то, что для нас представляет

Бог, дивный, святой, вечный и готовый нас считать Своими дочерьми и сыновьями,

Своими родными детьми, и все, что Бог нам в Своей неописуемой любви и щедрости

дает, то по сравнению с этим все, чем мы можем быть обижены жизнью и людьми,

делается таким малым! Нет сравнения между нашей «чуткостью», болью, которую мы

чувствуем, унижением нашей гордости и тем, что Бог есть и что Бог дает.

Бог ничего от нас не требует для спасения, кроме одного— и это много

раз выступает в Евангелии. Я вам дал один пример, есть другие, но я имею в виду

два евангельских отрывка. Первый— Молитва Господня «Отче наш»

(Мф6:9—13). Все зависит от Бога: Да святится имя Твое, да приидет

Царствие Твое, да будет воля Твоя; Хлеб наш насущный даждь нам днесь; Не введи

нас во искушение; Избави нас от лукаваго— всего этого мы просим: да

будет… Но одного мы просим с очень для нас ответственным условием: Остави

нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И Христос об этом

повторно говорит: какой мерой вы другим мерите, такой вам будет отмерено

(Мф7:2). Здесь мы берем наше спасение в собственные руки. И в Нагорной

проповеди среди заповедей блаженства есть одно блаженство, которое зависит от