Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
творческой благодарности, которая создавала бы для людей вокруг нас то чудо Царства
Божия, Царства любви, взаимной заботливости, к которому все мы призваны. А
вокруг нас люди, как тот должник, немного задолжавший своему знакомому, нам
«должны» что-нибудь: забывают нас, обижают нас, унижают— что только не
делают. Но если бросить на весы все это— и то, что для нас представляет
Бог, дивный, святой, вечный и готовый нас считать Своими дочерьми и сыновьями,
Своими родными детьми, и все, что Бог нам в Своей неописуемой любви и щедрости
дает, то по сравнению с этим все, чем мы можем быть обижены жизнью и людьми,
делается таким малым! Нет сравнения между нашей «чуткостью», болью, которую мы
чувствуем, унижением нашей гордости и тем, что Бог есть и что Бог дает.
Бог ничего от нас не требует для спасения, кроме одного— и это много
раз выступает в Евангелии. Я вам дал один пример, есть другие, но я имею в виду
два евангельских отрывка. Первый— Молитва Господня «Отче наш»
(Мф6:9—13). Все зависит от Бога: Да святится имя Твое, да приидет
Царствие Твое, да будет воля Твоя; Хлеб наш насущный даждь нам днесь; Не введи
нас во искушение; Избави нас от лукаваго— всего этого мы просим: да
будет… Но одного мы просим с очень для нас ответственным условием: Остави
нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И Христос об этом
повторно говорит: какой мерой вы другим мерите, такой вам будет отмерено
(Мф7:2). Здесь мы берем наше спасение в собственные руки. И в Нагорной
проповеди среди заповедей блаженства есть одно блаженство, которое зависит от
нас: Блаженны миротворцы (Мф5:9). Мы должны творить мир—
творить мир не из себя, но творить его из дара Божия. Все остальные блаженства
как бы даны, это блаженство— в наших руках. Здесь как бы грань, которую
нам надо пройти, чтобы быть Божиими.
И поэтому Евангелие— благая весть о том, что спасение пришло, что
спасение не только при дверях, но с нами Бог, в нашей среде, мы Ему уже свои,
как говорит апостол Павел (Еф2:19), и не только в смысле