Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

продолжало бы становиться в Церкви и через Церковь Телом Христовым,

оживотворенным Духом Божиим. Это смелые слова, но нам иногда приходится

принимать слова смелые, потому что они нам передают что-то очень важное. А

важное они нам передают вот что. В течение двух тысяч лет и дальше в глубь

Ветхого Завета люди читали тексты, которые были несовершенны с точки зрения

языка или грамматики, которые менялись в зависимости от эпохи, но читали их

духом. Они не останавливались на словах, они в слова вглядывались, вдумывались,

входили чувством в них и познавали, что Сам Дух Святой вложил в них. И так мы

должны научиться читать Ветхий и Новый Завет, молитвы святых.

Когда мы читаем Ветхий Завет, Новый Завет, мы сталкиваемся с опытом целых

эпох, и в пределах этих эпох— с живым, победоносным, освящающим опытом

отдельных людей. Не напрасно Нестор Летописец говорил о том, что Церковь в

своем учении подобна великому хору. В ней звучит множество голосов, и каждый

голос своеобразен, неповторим, и они сливаются в одну общую гармонию. Вот что

составляет дивность Ветхого и Нового Завета: не то, что люди повторяют одно и

то же, а то, что из опыта частичного, несовершенного, но чистого, который они

получили, собрали, люди говорят свое живое, истинное слово, которое соединяется

с такими же живыми истинными словами других людей и приносит нам Божественную

правду. Есть множество слов, над которыми нам хорошо бы задуматься, и я хочу

это сделать в течение одной или двух бесед.

Но еще одно сравнение мне кажется очень важным— это икона. Во-первых,

всякий человек является иконой Христовой. Он является образом и подобием

Божиим, в нем живет дыхание Божие. Каждая из этих икон является отображением

Христа и вместе с этим не просто копией,— и это изумительно и прекрасно.

Но когда мы выражаем наш опыт, будь то в виде иконы, или человеческой речи, или

осуществления нашей жизни, именно это происходит. Жизнь каждого святого

является иконой жизни и личности Христа. Слова святых являются голосом Божиим,

голосом Святого Духа, Который учит нас в глубинах наших называть Бога Отцом. В