Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

это тепло пронизывают нас до самых глубин нашего естества и приобщают

нас к тому, Кто есть Бог.

Это приобщение— не только познание о том, каков есть Бог, это

приобщение нас делает как бы родными Ему. Когда мы пронизаны теплом, мы не

можем сказать, где начинается тепло, которое до нас донес огонь, и где

начинаемся мы. Тепло нас пронизывает, и мы приобщаемся к тайне этого тепла.

Таким образом, можно сказать, что, когда мы говорим об Отце, мы говорим о

бездонных, непостижимых глубинах Божиих, которые сами по себе постичь не можем.

Бог открывается нам через слово Откровения и через творческое Слово. Слово

творит целый мир, в котором мы можем прочесть тайну о Боге как о Творце, о

Промыслителе, как о Том, Кто нас любит. И Он нас настолько любит, что не

только Себя открывает через Слово, но Духом Святым приобщает нас Себе Самому.

Как это дивно! И как трепетно думать, что мы знаем Бога не только вне себя, но

действием Божиим постигаем Его в наших собственных глубинах.

В конце первой главы книги Бытия говорится о сотворении человека

(Быт1:26—27). Я к этому еще вернусь, но сейчас хочу сказать, что, когда человек

был сотворен, Бог вдохнул в него Свое дыхание, и человек весь пронизан дыханием

Божиим. Объяснить это, я думаю, никто до сих пор не сумел, но это значит, что

Бог Себя как бы влил в человека и человек неразлучно соединен с Богом. Я говорю

«неразлучно», потому что на поверхности он может грешить, может отпадать, может

о Боге забыть, может Его отрицать, но не в глубинах своих. Как сказано в

Писании, Бог Своих даров не отнимает никогда (Рим11:29), и нет

такого человека, кто не был бы пронизан этим Божественным дыханием, которое

делает его хотя бы зачаточно родным Богу.

Если вернуться к творению, я несколько раз вам упоминал отрывок из одного из

отцов, который цитируется протопопом Аввакумом в той интересной книге, которую

он написал, под названием «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Я до

сих пор всегда вам его слова передавал, сколько умел, по-своему, как помнил, но