Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
вернуться к Нему, которым удавалось в большей или меньшей мере это осуществить,
и они передавали следующему поколению свое рвение, свою отчаянную тоску, свой
подвиг. Следующее поколение эту тоску брало на себя, подвиг этот
совершенствовало. Из поколения в поколение создавалось новое человечество, в
одной, может быть, линии, которая приводит к родителям Божией Матери и к Божией
Матери, Наследнице всей чистоты человеческого рода, всей богоустремленности,
всей тоски по Богу, всей отдачи себя Ему. И соединяя в Своей плоти чистоту
тварного мира и чистоту человечества— кающихся грешников и побеждающих
свою греховность святых,— Она делается способной стать сосудом
Воплощения. Как это дивно! И благодать Божия сходит на Нее, сходит на это
человечество, которое, с одной стороны, чисто как вещество, и с другой стороны,
свято через самоотдачу Богу.
И тут решающую роль играет человеческая свобода, потому что без свободы наши
отношения с Богом невозможны, без свободы могла бы быть только порабощенность,
но не могло быть свободной, любовной отдачи человека Богу. И на этом я хочу остановиться.
В начале книги Бытия (опять-таки возвращаясь к первой ее главе) говорится,
что Бог создал человека, человека в целом. И некоторые отцы Церкви
подчеркивают, что сказано: сотворил Бог человека по образу Своему, мужчину и
женщину сотворил их (Быт1:27), и что оба были образом Божиим. Но Отцы
подчеркивают, что в тот момент это было одно существо, в котором еще не
определились свойства или различия пола, один цельный человек, в котором
опять-таки, как в изначально сотворенной твари, были заложены все возможности и
мужского, и женского бытия. И мы видим из второй главы книги Бытия, как это
развивается. Остальная тварь, свободно развиваясь под дыханием Святого Духа,
приходит к моменту, когда она созрела достаточно, чтобы Бог привел все существа
к человеку, к цельному человеку, который в себе содержит все возможности
мужского и женского бытия, с тем чтобы тот назвал каждую тварь (Быт2:19).
Это момент, когда человек полностью еще приобщен к Богу, не совершив никакого