Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

вызвал к бытию, Своей любовью окутал и призвал к тому, чтобы рано или поздно

все стало местом Его Божественного вселения, как говорит апостол Павел, чтобы Бог

стал все во всем (1Кор15:28). Дух Святой действовал с самого

начала (Быт1:2), давая раскрыться в полной красоте всем возможностям,

которые были заложены в еще неоформленное творение. Это прямой путь богообщения

и богопознания. Божие присутствие и Божия действенность в этом смысле

универсальны, они не зависят от нас. Но вся остальная тварь остается связанной

с Богом своим призванием. И вот я хочу сказать нечто об этом.

Я говорил прошлый раз, что один из отцов Церкви настаивает на том, что без богообщения,

без какой-то силы, пронизывающей всю тварь Божественным присутствием, мир не

мог бы устоять, он бы погиб, развалился на части, ничего бы не осталось от

него, кроме крушения. И сила, которая держит все части мироздания, все части

человечества (сейчас я буду говорить о человечестве),— это любовь, любовь

во всех ее видах. В самом глубоком смысле, это Божественная любовь,

изливающаяся в сердца, в мысль, в волю и даже в телесность святых. Божественная

любовь, пронизывающая святых, Божественная любовь, в той или другой мере

охватывающая и изменяющая даже грешного человека. Мы видим из опыта, не только

из житий святых, но из жизни, как люди, по всему как будто недостойные своего

призвания, не до конца погибают, потому что где-то в них есть огонек любви.

Люди, которые ничем как будто не хороши, оказывается, умеют хоть одного

человека любить так, что готовы свою жизнь, всего себя подарить в дар этому человеку

на добро. Любовь— Божественная сила, потому что вне Бога любви нет. Он

есть любовь, и если в ком-либо из нас качествует, действует любовь, то это

значит, что божественное измерение пронизывает нашу жизнь, личную,

общественную, вселенскую.

Я говорил о той любви, которая охватила и соединила, удержала как единицу

Адама и Еву, когда они были сотворены. Они были друг для друга не двумя

особями, а двумя лицами, представляющими собой одну-единственную богоосиянную