Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

—«Этого я не знаю,— говорит подвижник,— но знаю, что твои

взгляды еретические. Спроси его». И в следующий раз священник, совершая

Божественную литургию, остановился и обратился к ангелу с вопросом: «Еретик я

или нет?» —«Да!» —«Как же ты можешь со мной сослужить?» —«Бог

мне велел при тебе быть и сослужить тебе ради чистоты сердца, которая в тебе

есть». И священник обратился снова к ангелу: «Но неужели ты не мог меня

предупредить?» —«Нет, тебя должен был предупредить твой собрат по

человечеству, проявить к тебе спасающую любовь». Мы видим из этого рассказа,

насколько Бог близок чистому сердцу, как Его не могло остановить даже

замешательство ума, лишь бы были чисты жизнь, сердце и устремленность.

Есть другой рассказ— как человек пришел в храм креститься и его

крестил священник-еретик. Кто-то узнал об этом и сказал крещенному: «Ведь это

ужасно! Тебя крестил еретик, ты даже христианином в полном смысле не стал!» Они

пошли в храм, встретили еретика-священника, и второй человек спрашивает своего

друга: «Этот тебя крестил?» —«Нет, меня крестило светоносное существо, а

этого во время моего крещения два темных существа держали в углу, связанным».

Еще один пример уже изумительной чистоты. Несколько детей, побывав в храме,

как часто бывает, захотели сами изобразить то, что там видели. Они собрались в

поле, сложили из камней престол, принесли хлеба и немножко вина и стали

молиться. Молиться, конечно, не словами богослужения, которых они наизусть не

знали, но молиться Богу: Ты обещал, что снизойдешь, что этот хлеб станет Твоим

Телом, это вино станет Твоей Кровью. Господи, приди, приди к нам! И вдруг

молния упала, и они увидели, что хлеб стал Телом Христовым и вино— Кровью

Христовой. Они в ужасе побежали в город рассказать о случившемся. И местный

епископ вышел со всем своим клиром и принес в храм Святые Дары, которые по

чистоте сердца детей были освящены Святым Духом.

Я вас оставлю с этим, потому что в следующий раз хочу вернуться к вопросу о

пределах Церкви и к тому, что мы думаем о том мире, который не приобщен Церкви.