Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
то, что я сейчас повторил: что в каждую эпоху знание о Боге выражалось на языке
своего времени, потому что это был единственный способ передать это знание.
Если теперь передавать знание о Боге языком первого столетия, то многие люди не
поймут, о чем идет речь, нам приходится говорить нашим языком, но этот язык
должен выражать те же истины. И тут встает, конечно, вопрос о нашем внутреннем
опыте, о нашей приобщенности истине.
А истина— это Сам Бог. Вы помните слова Христа: Я есмь путь и
истина и жизнь (Ин14:6). Он есть сама Истина, не то, как мы ее
изображаем, не словесное ее изображение, а Истина как опыт приобщенности к
Живому Богу, к тому, что Он есть, к той Жизни, которую Он дает, к тому Свету,
которым Он является. По слову апостола Павла, мы привиты к древу, как маленькая
веточка прививается к живоносному дереву и в нее вливается жизнь этого дерева
(Рим11:17). Это единственный путь, которым мы можем передать истину. Но
спорить об истине можно только на поверхности. Можно говорить о словах, можно
говорить о превратных представлениях, но мы не можем говорить об истине как
таковой. Наше умственное представление о Боге— это малое, жалкое
представление. Если хотите, это икона, да, но икона никогда не является самим
существом Бога. Она словно витраж, окно, где изображены святые или Спаситель.
Мы смотрим на них и видим образ, но только потому, что через стекла светится
свет Божий, и в конечном итоге свет открывает нам краски, а не краски открывают
нам свет.
***
Сегодня я хочу вернуться на несколько минут к теме, которая была предметом
прошлой беседы, именно— о православии, о ереси и об инославии.
Православие мы всегда понимаем как учение Церкви, которое ничем не
расходится с евангельским учением и которое его раскрывает не только на словах,
но во всех проявлениях церковной жизни. Само слово «православие» говорит о том,
что мы право славим и прославляем Бога. Это не только правоверие—