Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
а глубокого преображения, которое только Бог может совершить в нас, что мы
готовы, по слову отцов Церкви, дать кровь, чтобы принять Дух, и с другой
стороны, что слова нашей молитвы выражают с предельной точностью наши подлинные
убеждения. Когда мы молимся собственными словами, молитва наша должна быть
трезва, внимательна, безыскусна, она должна выражать как реальность данного
момента во всей ее наготе и убожестве, так и наши четкие убеждения и твердую
устремленность. Это требует большого, напряженного самоотречения, но само
оно— один из существенных элементов этой встречи. Если мы употребляем
«готовые» молитвы (а они родились из чувства трагичности и живого порыва
великих душ), мы должны быть внимательны, чтобы не солгать Богу под тем
предлогом, будто приносим Ему достойные Его молитвы.
На периоды сухости нам надо иметь в запасе молитвы, которые мы в другое
время глубоко пережили, на которые отозвались умом, волей и сердцем,— такие
молитвы, которые выражают наши глубины, можно принести Богу. Однако порой нам
придется выбирать среди них: есть выражения, которые мы можем употреблять в
светлые периоды жизни и не можем повторить просто актом веры в самих себя.
Когда сердце наше двоится, когда все колеблется внутри нас и вокруг, мы не
можем сказать Господу: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое (Пс56:8).
Многие выражения в какие-то моменты превосходят реальность. Тогда надо их
разнообразить, даже изменять, чтобы говорить Богу только правду. Надо найти
равновесие и уметь выражать твердые убеждения и одновременно избежать опасности
исказить наше истинное состояние данного момента. И еще очень важно научиться
употреблять эти молитвы, чтобы пробуждать задремавшую душу, вернуть ее к жизни.
Потому что слово Божие животворит. На периоды упадка можно посоветовать две
вещи. Первое— начать с чтения Священного Писания. Когда душа тусклая,
жизнь как будто погасла, можно тем не менее сеять слово, и возможно, душа наша
более, чем нам казалось, готова принять его, отозваться и принести плод. И
здесь надо выбрать среди текстов Священного Писания те, которые нас обычно