Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

и свободе. И материя, освященная этим освобождением, этой пронизанностью

Божественной благодатью, в свою очередь, возвращаясь к нам, прикосновением,

приобщением обновляет нас в той мере, в которой мы способны это воспринять и

вместить. А что это так, мы видим из религиозного опыта: именно через нашу

плоть, через нашу вещественность Бог может на нас воздействовать. Непонятно, но

безусловно.

Тело и материя в духовной жизни

Тело и материя в духовной жизни50

Этот доклад родился как ответ на вопрос, который мне был поставлен некоторое

время тому назад, о том, может ли кто-то, у кого отсутствует осознанная

психологическая жизнь, например умственно неполноценный человек, иметь жизнь в

Боге. Этот вопрос заставил меня вдуматься в проблему тела и в проблему духа и

их взаимоотношений с Богом.

Я хотел бы обратить ваше внимание на тот факт, что, когда мы говорим о нашей

духовной жизни, мы почти всегда (разве что мы очень вдумчивы) подразумеваем

психологическую область нашей природы. Мы говорим о своей духовной жизни в

терминах нашего умственного познания Бога, нашего эмоционального отклика в

свете того, что мы называем своим сознанием. Это, однако, очень ограниченная

область. Мы знаем из психологии, и не только новейшей, но издревле, что

существует целый мир полусвета и тьмы. Из полусвета возникают и в нем же

исчезают воспоминания, то, что мы поначалу помним так ярко, но что постепенно

тускнеет. Существует и весь тот мир, который глубоко исследован, но который

надо открывать все дальше, все глубже,— бессознательная жизнь человека.

Но помимо этого следует помнить, что человек— не просто душа или

сознание. Всецелый человек состоит из тела и души вместе, и полнота

человека— только в их общности. Православное учение определенно

утверждает, что даже полнота вечного блаженства станет достоянием святых, лишь

когда они облекутся в тело воскресения. Полнота человека воплощенная, она

никогда не разделена на две половины. Тело без души становится трупом,

отделенная от тела душа становится усопшим, покойником. Подлинный

человек— человек воплощенный.

Если мы ищем в человеке то, что не подвержено произвольным толкованиям и

непрестанной изменчивости, то, конечно, следует обратиться не к его сознанию.

Область человеческой психики в постоянном движении, ежеминутно меняется, как

поверхность моря. И это не удивительно. С одной стороны, эта область сознания