Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
вместо того чтобы начать с Бога и продумывать самих себя по отношению к Богу.
Мы еще недостаточно духовно опытны, чтобы подходить к этому правильно.
Ясно, что между телом и душой человека существует глубокая связь. Это легко
увидеть на двух уровнях. С одной стороны, общеизвестно, что в последнее
десятилетие большое внимание обращается на психосоматические болезни. Нам
достоверно известно, что происходящее в душе человека не только каким-то
образом отражается на состоянии его тела, но и, в соответствии с определенными
механизмами, систематически вызывает всегда один и тот же отклик в различных
органах тела, в частности в нервной системе человека. С другой стороны, если мы
обратимся к области религиозного и духовного опыта, будь то Запада или Востока,
мы видим, что издревле существовало ясное понимание того, что между душой и
телом, между психикой человека и телом, которым он обладает, есть двусторонняя
связь. И хотя верно, что происходящее в душе отражается в теле, наносит ему
ущерб, часто изменяет тело, верно и то, что тело, со своей стороны, имеет
большое влияние на психологическую область человеческой жизни.
Если вы изучаете психологию и физиологию, вы легко заметите на уровне
элементарной физиологии, что каждое психологическое событие, каждое
эмоциональное движение, любая интеллектуальная деятельность в результате
приводит к изменениям в железах, в мускулах и так далее. Если посмотреть на
статую работы Родена «Мыслитель», то вы ясно, на пластике, увидите, что я имею
в виду. Человек сидит, задумавшись, но когда вы видите эту статую, вам ясно,
что он думает не только мозгами. Он думает— весь. Все его тело склонилось
и мыслит, он думает каждым мускулом, каждой частью своего тела, всем положением
своего тела. Это человек, превратившийся в воплощенную мысль. Если
предпочитаете, можно сказать, что на какой-то глубине мысль и ее воплощение
совпадают, становятся одно. Разумеется, когда наша мысль поверхностна, она
более ограниченна и не воспринимается нашим телом так явно.
Этим знанием пользовались подвижники-исихасты51 XI—XIVвеков, чтобы выработать метод, приводящий