Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

способные рассуждать таким образом? Может ли страдание что-то значить для их

бессмертной души или оно— сплошная бессмыслица и жестокость? Мы склонны

думать, что наш духовный рост происходит при посредстве разума, сознательного

отклика, путем умственного возрастания. Мы воображаем, что наша духовная жизнь

состоит из раскрывающихся в нас возвышенных мыслей и глубоких чувств. Но не в

этом духовная жизнь, не это— жизнь Духа. Это— та промежуточная

область, которая не принадлежит ни телу, ни духу. Я поясню свои слова

сравнением. Мы крестим ребенка. Чего мы ожидаем— если вообще ожидаем

чего-либо? Почему мы считаем, что в этом есть смысл? Потому что мы верим, что,

осознанно или нет, живой дух, живая душа ребенка способна встретить лицом к

лицу Живого Бога. Независимо от всякого психологического восприятия, всякого

интеллектуального или эмоционального отклика живая душа встречает Живого Бога,

и таинства Церкви обращены к этой живой душе, которая в своем познании Бога не

зависит ни от интеллекта, ни от сознания, ни от чего подобного.

Но в таком случае это верно в отношении всего того, что происходит в теле

или душе ребенка еще до того момента, когда он может осознавать случающееся на

интеллектуальном уровне. Следовательно, если болен ребенок того возраста, когда

мы не можем ожидать, что он будет сознательно понимать происходящее, когда он

еще не способен научиться тому, что требует воли, интеллекта, зрелых чувств,

активной веры, активного принятия, то это не означает, что происходящее с ним в

теле никуда не ведет, что оно не станет положительным событием или

положительным вкладом в его вечную жизнь. И это, я думаю, особенно важно

осознать родителям, взрослым, когда с ребенком как будто нет контакта, как в

случае умственно недоразвитых детей. Есть предел общению в слове, но нет

предела другим формам общения. В конечном итоге, встреча двух людей происходит

за пределом слов, она происходит там, где Бог. В Православной Церкви, мы

настаиваем, что беременная женщина должна исповедоваться, должна выправить свою

жизнь, причащаться, молиться, потому что связь, существующая между нею и