Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

От редакции

От редакции

Во вступительной статье к этой книге епископ Иларион указывает на

актуальность богословского учения митрополита Антония как на характерную черту

его укорененности в святоотеческом предании. Глубокая убежденность в

богословской актуальности проповеди митрополита Антония заставляет нас говорить

о необходимости публикации его книги в нашей современной ситуации. Один из

разделов книги озаглавлен «Вопрошание». Сомнение неотделимо от веры, как о том

постоянно говорит митрополит Антоний. Помимо тех неизбежных и благотворных

вопросов и сомнений о смысле жизни, о красоте и осмысленности тварного мира, о

несправедливости и жестокости человеческого общества, которые путем порой

мучительных испытаний ведут человека к более глубокому богопознанию, существуют

сомнения другого рода. Для человека, находящегося вне церковной ограды,—

это вопрос о том, стоит ли входить в церковь, накладывать на себя добровольно

иго Христово; для человека церковного то же сомнение выглядит как вопрос о

правильности избранного пути, о том, не заключен ли он в церковной ограде, как

в клетке, за стенами которой находится легкий и простой мир, не следует ли

сбросить с себя иго Христово. Эти вопросы и сомнения, как об этом тоже

постоянно и бесстрашно говорит митрополит Антоний, вызваны в первую очередь

недостоинством христиан. Митрополит Антоний часто повторяет древнее монашеское

присловье: «Никто не может прийти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одного

человека сияние вечной жизни». Иначе говоря, истина христианства открывается

человеку прежде всего не как рассуждение, но как личный пример. Поэтому нам

представляется, что в особенности в нашу эпоху, в которой все слова как будто

сказаны и обесценены, необходимо слово митрополита Антония, слово, в котором

глубина богословского созерцания до конца неотделима от примера христианского

поступка.

Переходя к обсуждению богословского учения митрополита Антония, заметим,

что, во-первых, его мышление воспитано в чтении святых отцов и плодотворных

беседах с выдающимися православными богословами минувшего века—

протоиереем Георгием Флоровским и В.Н.Лосским. Помимо этого на его

становление, на наш взгляд, оказала влияние философия религиозного

экзистенциализма, главным образом персонализм Н.О.Лосского,

размышления Н.А.Бердяева о свободе и творчестве и центральная мысль

М.Бубера о бытии как отношения Я—Ты.