Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
нашей больнице, не только своего отделения, но и других отделений, и каждый раз
повторялась пусть не та же картина, но то же взаимное отношение: нет, ты не
один.
Другое, что я хотел сказать: человек как будто теряет сознание задолго до
того, как умирает. И никогда не должны ни врач, ни сестра милосердия, никто
вокруг него думать, будто потому, что он не может с ними общаться, он не
воспринимает того, что вокруг происходит. Когда я был студентом первого курса
медицинского факультета и впервые работал в больнице, там, помню, умирал
русский казак. На обходе старший врач остановился у его постели и сказал: «Ну,
его и осматривать не стоит, он уже ушел»,— и прошел дальше. Этот человек
очнулся. Мы с ним говорили по-русски, поэтому он меня знал, и он мне сказал:
«Знаешь, когда ты врачом будешь, никогда при умирающем не говори, что не
стоит на него обращать внимания, потому что он-то тебя слышит, если даже ты не
можешь его как-то воспринимать».
У меня был другой случай, тоже во время войны. Попал в больницу раненый
немец. Там был молодой протестантский пастор, который, пока тот еще мог
воспринимать слово и разговор, читал ему вслух отрывки из Евангелия, с ним
молился. Как-то этот молодой пастор вышел из его комнаты в слезах, наткнулся на
меня и говорит: «Какой ужас! Этот человек умирает, я больше ничего для него не
могу сделать». —«Почему?» —«У нас прекратился разговор, он потерял
сознание». Я ему очень резко сказал: «Знаешь что, садись рядом с ним и читай
вслух Евангелие на его родном немецком языке, начиная с воскрешения Лазаря». И
этот молодой пастор в течение трех суток проводил целые дни и часть ночи при
нем, то читал, то молчал и так прочел ему все четыре Евангелия. В какой-то
момент этот умирающий открыл глаза и сказал: «Спасибо, что вы читали. Я
отозваться не мог, но каждое слово до меня дошло, и я вошел в новую жизнь».
Это опять-таки священник должен знать. Причем делать это должен не
обязательно священник, это может делать кто угодно, способный уделить свое