Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
каковы бы они ни были— умные они или глупые, привлекательные или нет,
грешные или праведные— без всякого разбора, они— Божии, они Богом
любимые, Ему родные. И весь опыт тысячелетий любви, тысячелетий понимания
духовных путей, человеческих падений и человеческих взлетов— в руках
этого священника, который всю жизнь хочет посвятить тому, чтобы каждый человек,
который около него, приобщился к этому чуду познания Бога, к этой радости
бесконечной, ни с чем не схожей.
Мне вспоминается один молодой человек. Дело было в Париже, он шел как-то
ночью по городу и, переходя через мост, вдруг почувствовал, что Бог стал
непостижимо близок ему, и на этом мосту он поклонился до земли и сказал:
«Господи, если для Твоей победы нужно, чтобы я погиб,— пусть я погибну,
но чтобы Твоя слава воссияла на земле!» Вот отношение священника и верующего
человека к Богу, и это чувство, это сознание переливается и на его отношение к
людям: раз Бог так возлюбил Свою тварь, что Свою жизнь за нее отдал, то,
конечно, и священник должен ее отдать без остатка. И когда я говорю «отдать», я
совсем не хочу сказать «умереть», а— жить, жить изо дня в день, из
часа в час, все время, всеми силами ума, и сердца, и воли, и тела для того,
чтобы это осуществилось: чтобы хоть один человек мог вдруг почувствовать
близость Бога, Ему поклониться, Его полюбить и свою жизнь, в свою очередь,
отдать, чтобы другие возликовали этой радостью.
Это тоже на Западе редко встречается, потому что жизнь священника, подход
священника— учительский, умственный. Это тождество между овцой и
пастухом, между человеком спасаемым и тем, который кричит ему: «Я знаю
путь— только послушай», в какой-то мере было утрачено. Я говорю «в
какой-то мере», потому что есть на Западе дивные пастыри, но в целом такое
отношение к пастырству западные люди находят в православии с изумлением.
Дальше я хочу продолжить анализ различий между православным Востоком и
католическим и протестантским Западом, в результате которых Запад