Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Но смерть нас должна научить и другому: тому, что каждый из нас в любое

мгновение может умереть. Если бы только мы думали об этом чаще— не со

страхом, не с ужасом, а так, чтобы каждое наше слово, каждый наш поступок могли

быть последним словом, последним поступком, завершением нашей жизни, самым

прекрасным, что в этой жизни мы сказали или совершили. Если бы мы думали, что

слова, которые я сейчас говорю, может быть, дойдут до одного человека, и если

это будут мои последние слова— моя речь оправдана, моя жизнь оправдана.

Но если я умру на гнилом слове, на неприглядном поступке? Если я отравлю чужую

мысль и чужое сердце и жизнь словом или делом?— как страшно!

А мы живем беспечно, мы живем, будто пишем черновик, а завтра перепишем его

начисто, но этого не бывает никогда. Уходя с похорон, нам надо понять, что и

самый близкий нам человек, и мы сами можем умереть через одно мгновение и что

каждое мгновение должно стать завершительным мгновением жизни.

Диалог атеиста с христианином

Диалог атеиста с христианином75

Марганита Ласки и митрополит Сурожский Антоний

М.Ласки: Вы верите в Бога и считаете, что это хорошо и

правильно. Я не верю в Бога и считаю, что это хорошо и правильно. И вы, и

я— люди не легкомысленные, серьезные, мы пришли к своему заключению так

вдумчиво, как только могли. Существует множество людей, подобных мне,

существует множество— вероятно, гораздо большее— подобных вам. Как

вы можете объяснить это основное различие?

Митр.Антоний: По правде говоря, у меня нет объяснения, однако

мне кажется, что слово «вера» создает ложное представление чего-то

произвольного, что мы вольны выбрать или нет. У меня очень прочно чувство, что

я верю, потому что знаю, что Бог существует, и для меня загадка, как вы

ухитряетесь этого не знать.

М.Ласки: Это приводит меня к следующему вопросу, который я

хотела вам задать,— вопросу о вере. Я знаю, что вера— одна из

основных христианских добродетелей, но мне она представляется скорее пороком, и

я не могу понять, зачем она вам. Вы говорите: «Я знаю, что Бог есть», и на том

или ином основании так говорят многие люди: потому ли, что опытно познали Бога,

или потому, что видят присутствие Бога во вселенной. Но если вы знаете, вам

не нужна вера. А если вы не знаете, то мне, как неверующему, подмена незнания

верой представляется отвержением самого основного свойства человека. По мне,