Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
М.Ласки: Очень мило…
Митр.Антоний: Если вера— это, боюсь, у меня такой
веры нет. Я думаю, вера лучше определяется словами Послания к Евреям, где автор
пишет, что вера есть уверенность в невидимом (Евр11:1). Ударение
на слове уверенность, невидимое же— это не просто воображаемое.
Если говорить обо мне и о некоторых других людях, мы конечно же начали с
абсолютно убедительного опыта, переживания. В какой-то момент этот опыт отошел,
как случается с любым переживанием любви, радости, горя. Наступает момент,
когда переживания уже нет, но осталась полная уверенность в нем. Вот тут и
начинается вера. Но вера не означает доверчивость, она означает, что
сохраняется уверенность в чем-то, что не является нашим теперешним опытом и
переживанием.
М.Ласки: Если вы употребляете слово «вера», это ведь
подразумевает, что вы сохраняете веру перед лицом возможного сомнения. Но если
у вас есть уверенность, места сомнению нет, так что извините, но я не вижу,
зачем нужна вера,— разве не достаточно уверенности?
Митр.Антоний: В каком-то отношении мы с вами в одном положении.
У вас есть уверенность относительно небытия Бога, что в каком-то смысле
есть акт веры, потому что вы можете привести так же мало внешних доказательств,
как и я.
М.Ласки: Нельзя ли сказать, что есть фундаментальная разница в
мышлении или в подходе к проблемам невидимого? Не от темперамента ли человека
зависит, что он предпочитает уверенность в невидимом или воздерживается от
суждения о невидимом?
Митр.Антоний: Я в этом не уверен. Думаю, мое отношение к вещам
в большой степени определяется тем воспитанием, которое я получил. Я получил
научное образование и— справедливо или нет— отношусь ко всему
по-научному. Но в том, например, что касается веры, я начал с чего-то, что
представлялось убедительным опытным переживанием того, что Бог существует.
Сомнение не означает, что ставится под вопрос этот основоположный опыт, под
вопросом оказываются мои умственные выводы из него. В этом отношении сомнение
верующего должно бы быть столь же творческим, столь же радостным, почти что
столь же систематическим, как сомнение ученого, который, обнаружив факты,
которые в какой-то мере убедили его в чем-то, начинает искать изъян в своих
построениях, искать, в чем его система ошибочна, или искать новые факты,