Lectures on Church Law

Положением 1864 г. определено постепенно открывать в приходах Попечительства. Цель Попечительства - забота о благоустройстве и благосостоянии церкви и причета в хозяйственном отношении, а также об организации начального обучения детей, и о благотворительных действиях в приходе. Источниками должны служить добровольные пожертвования от прихожан и других жертвователей через кружки, подписки, сборные книги, или сборы с прихожан, устанавливаемые для изъявивших на это согласие общим собранием. Эти сборы не должны смешиваться между собой по своему назначению и производятся на каждый предмет деятельности Попечительства отдельно. Эти средства не могут также смешиваться с собственно церковными материальными средствами. Попечительства состоят из местных священнослужителей, церковного старосты, и из избранных общим собранием приходской общины его членов, отличающихся благочестием и преданностью православной вере; число членов и срок их служения определяется тем же собранием. Собрание составляется из всех православных домохозяев прихода, из прихожан не владеющих в приходе домами, но имеющих, по закону, право участвовать в собраниях местного городского или сельского общества, или же (из дворян) в собраниях дворянства, а также - из прочих прихожан, которых Попечительство признает полезным пригласить. Волостные старшины сельских обществ - непременные члены Попечительств во всех приходах своей волости. Председатель - всегда избранное собранием лицо (Ему присваивается звание Попечителя прихода); заместитель же его - настоятель церкви (если он не председатель). Попечительство открывается при утверждении епархиального архиерея, представляет на его рассмотрение все сомнительные и превышающие права Попечительств случаи; в своих действиях оно контролируется общим собранием через уполномоченных. Как общественные учреждения и органы местных обществ, Попечительства пользуются покровительством духовного и светского начальства и имеют право на их содействие и на казенное пособие.

Церковные Братства

С приходскими Попечительствами не нужно смешивать Братства или благотворительные общества при церквах или монастырях, учреждаемые для служения нуждам православной Церкви (напр., для противодействия посягательствам на ее права со стороны иноверцев, для строительства и украшения православных храмов) или для дел христианской благотворительности и утверждения духовного просвещения. Церковные Братства составляются из православных лиц разного звания и состояния; в своих действиях они руководствуются специальными уставами, разработанными на основании общих положений (Утвержд. В 1864 г.) и утверждаемыми епархиальным архиереем при сношении с гражд. начальством. Церковный причет и староста могут не быть членами Братства. Примечание. Первоначально, церковные братства создавались в конце XVI века в Юго-Западной России в землях, подвластных Польше, где православная Церковь находилась тогда в бедственном положении от происков иезуитов и притеснений польского правительства. В то время братства принесли православной Церкви величайшую пользу в сохранении православия и русской народности. Их общие правила и церковные права, очень широкие, были утверждены Константинопольским Патриархом, в церковной зависимости от которого находилась тогда Юго-Западная Россия (после разделения русской митрополии). Братства брали под свое покровительство церкви и монастыри, надзирали за духовенством; их члены наблюдали за поведением друг-друга, оказывали взаимную религиозно-нравственную и материальную помощь, обличали несовместимые с христианским законом поступки не только своих членов, но даже своих епископов, искореняли всякое церковное бесчинство и т.п. На свои средства они заводили школы, типографии, благотворительные учреждения, издавали книги во благо православной Церкви.

Вне-епархиальные духовные ведомства

С приходскими Попечительствами не нужно смешивать Братства или благотворительные общества при церквах или монастырях, учреждаемые для служения нуждам православной Церкви (напр., для противодействия посягательствам на ее права со стороны иноверцев, для строительства и украшения православных храмов) или для дел христианской благотворительности и утверждения духовного просвещения. Церковные Братства составляются из православных лиц разного звания и состояния; в своих действиях они руководствуются специальными уставами, разработанными на основании общих положений (Утвержд. В 1864 г.) и утверждаемыми епархиальным архиереем при сношении с гражд. начальством. Церковный причет и староста могут не быть членами Братства. Примечание. Первоначально, церковные братства создавались в конце XVI века в Юго-Западной России в землях, подвластных Польше, где православная Церковь находилась тогда в бедственном положении от происков иезуитов и притеснений польского правительства. В то время братства принесли православной Церкви величайшую пользу в сохранении православия и русской народности. Их общие правила и церковные права, очень широкие, были утверждены Константинопольским Патриархом, в церковной зависимости от которого находилась тогда Юго-Западная Россия (после разделения русской митрополии). Братства брали под свое покровительство церкви и монастыри, надзирали за духовенством; их члены наблюдали за поведением друг-друга, оказывали взаимную религиозно-нравственную и материальную помощь, обличали несовместимые с христианским законом поступки не только своих членов, но даже своих епископов, искореняли всякое церковное бесчинство и т.п. На свои средства они заводили школы, типографии, благотворительные учреждения, издавали книги во благо православной Церкви.

Военное духовенство

С образованием в России при Петре ? постоянного регулярного войска, было признано необходимым назначить для подразделений войска (полков) особых священников, и иеромонахов - для флота, чтобы совершать для православного воинства необходимые священнодействия, давать ему всякое духовное утешение и ободрение, и которые были бы в походах со своими частями. Для надзора за этим духовенством в военное время назначались полевые обер-священники (в армии) и флотский обер-иеромонах; в мирное время оно подчинялось, по месту расположения частей войска, местным архиереям. В конце XVIII ст., при Павле I, было учреждено особое постоянное управление военным духовенством, в лице Обер-Священника армии и флота, непосредственно подчиненного Св. Синоду. Впоследствии управление духовенством гвардейских, а потом и гренадерских корпусов было отделено и поручено особому Обер-Священнику Главного Штаба, Гвардии и Гренадер. Затем оба эти духовных начальника были переименованы в Главных Священников (с 1858 г.). По последним постановлениям (полож. 1890 г.), заведывание всеми церквами и духовенством военного и морского ведомства поручается одному духовному лицу, именуемому Протопресвитером военного и морского духовенства (в то же время он состоит и Протопресвитером Преображенского всей Гвардии собора в Спб.). Избираемый Св. Синодом, он утверждается Высочайшей властью и находится в непосредственном ведении Св. Синода. При Кавказской армии был прежде (с 1840 г.) особый Обер-Священник (потом - Главный Священник), подчиненный Главному Священнику всей армии и флота. При протопресвитере учреждено Духовное Правление, состоящее из пяти членов, избираемых Протопресвитером и учреждаемых Св. Синодом, из числа петербургских военных священников, живущих в С.-Петербурге. При Правлении - канцелярия с чиновниками (3 стола), под наблюдением делопроизводителя, который находится в непосредственном ведении Обер-Прокурора Св. Синода. Делопроизводство ведется в соответствии с уставом Дух. Консистории. Ближайшее наблюдение над церквами и духовенством поручается дивизионным Благочинным. Военные священники должны исполнять все священнослужительские и пастырские обязанности для чинов своей части и их семейств, вести церковные документы, заведовать, под наблюдением командира своей воинской части, церк. хозяйством, вместе с ктитором церкви и церк. старостой (где таковой имеется). В частях, не имеющих своей постоянной церкви или здания, приспособленного для богослужения, священники должны неукоснительно отправлять богослужение во все праздничные дни в церквах епарх. ведомства, указанных им епарх. начальством; при этом, относительно очередности служб, церковных расходов и доходов они вступают в соглашение с местным настоятелем церкви. При мобилизации и во время военных действий они обязаны следовать, по назначению, с воинскими чинами, быть в указанных местах неотлучно и безусловно повиноваться начальству. Находясь в безусловном подчинении своему Протопресвитеру, военное духовенство поставлено в подчиненное положение также и к архиереям, по месту своего пребывания. Военные священники обязаны являться к местному архиерею по прибытии на службу в его епархию, и при посещении архиереем епархии, должны поминать его имя при богослужении, обращаться к нему в случаях, требующих епископского авторитета и наставления. Как протопресвитер, так и архиерей имеет власть разрешать недоразумения и разногласия между военным начальством и военным священником при исполнении последним церковно-богослужебных обязанностей, производить дознания об их проступках по службе и поведению (не требующих формального следствия и суда) и подвергать за них установленным (административным) взысканиям; формальный же суд производится исключительно местным архиереем через Духовную Консисторию. Примечание. На суда флота протопресвитер, по согласованию с архиереем той или иной епархии, назначает иеромонаха или вдовствующего священника, который в течение всей своей службы на флоте продолжает находиться в ведении своего епарх. начальства, а по ее окончании возвращается в свою епархию. В 1902 г. учреждены штатные судовые священники из белого духовенства (Церк. Ведом. 1902 г. № 26).

Придворное духовенство

Духовенство Придворных церквей находится под управлением Протопресвитера-Духовника Их Величеств и в непосредственном подчинении Св. Синоду.

Лавры и ставропигальные монастыри

Они также изъяты из епархиального ведомства и подчинены центральному церк. управлению.

Управление в других православных автокефальных Церквах

Они также изъяты из епархиального ведомства и подчинены центральному церк. управлению.

В Константинопольской Церкви