«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И преподобный Симеон Новый Богослов отмечает, что после воскресения из мертвых «восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 44) и нетленное, такое, каким по Воскресении было тело Господа нашего Иисуса Христа, второго Адама, перворожденного из мертвых, какое несравненно превосходнее тела первозданного Адама» [1062].

4. Тело, которое воскреснет, будет также и прославленным, по утверждению Господа, Который сказал, что праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43). Господь использовал это сравнение, «так как мы не знаем другого светила, которое было бы блистательнее солнца» [1063]. Это произойдет потому, что, как отмечает толкователь Зигабен, тела под влиянием блеска и сияния Божия «приобщатся к Нему» и люди станут «боговидными», так что будут сиять ярче солнца [1064].

Божественный Златоуст, исполнившись восхищения от слова Апостола Павла, сказавшего, что Господь даст {стр. 482} новый образ телу и преобразит его, так что оно станет подобным Его собственному прославленному телу и приобретет тот же славный и нетленный образ (Флп. 3, 21), восклицает: «О чудо! Это тело делается сообразным сидящему одесную Отца, тому, ковторому поклоняются ангелы, которому предстоят бесплотные силы, которое выше всякого начала, и власти, и силы, ему делается сообразным!» [1065]

Природу и величие той славы, которой будет окружено воскресшее тело, мы определенным образом можем понять из сияния и славы, окружавших Господа во время Преображения, и из света, который внезапно осиял… с неба Павла, шедшего в Дамаск (Деян. 9, 3). Нам известны и слова божественного Павла, подтверждающие эту славную перемену. Согласно Апостолу, все мы открытым лицем нашего внутреннего человека, как некие духовные зеркала, принимаем и отражаем славу Господню. Так мы преображаемся, и получаем тот славный образ Божий, и движемся от одной ступени славы к другой, высшей, как естественно двигаться тому, кто просвещается Святым Духом, Который есть Господь (2 Кор. 3, 18).

Но хотя тела всех праведников просияют от этой не преходящей славы, будет существовать и различие, зависящее от степени святости: звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15, 41). «Как звезды небесные, – замечает преподобный Макарий Египетский, – не все схожи между собой, но отличаются друг от друга яркостью и величиной, так и тела духовных людей в Будущем Веке будут сиять в меру веры и преуспеяния их во Святом Духе, «один богаче другого», то есть один будет богаче другого в славе» [1066]. Но и святой Златоуст, толкуя вышеприведенное апостольское слово, отмечает: «Тогда {стр. 483} будет большая разница в славе, хотя Воскресение и будет единым. Несмотря на то, что все будут «в Царстве», но «не все будут наслаждаться одинаково»; тела воскреснут в славе, но «не все в одной и той же славе» [1067]. Так что, как пишет святитель Василий Великий, хотя природа прославленных тел едина, в то же время будут существовать «многие обители у Отца, то есть различные достоинства» [1068]. Это объяснимо, если принять во внимание, что причина сияния и славы «внутренняя», и тело отражает сияние души, которую облекает [1069].

Разумеется, во время общего Воскресения мертвых воскреснут и благочестивые, и нечестивые. Но тела последних, сделавшись вечными, не сделаются прославленными. «Все ведь восстанут нетленными, но не все во славу, а одни для наказания, другие же для славы»; «Общее Воскресение будет принадлежать всем, но воскресение со славой – только праведно пожившим» [1070]. Подобным образом и святитель Кирилл Иерусалимский замечает, что мы все восстанем, имея тела вечные, но не все одинаковые […]. И если кто «грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться» [1071]. Это же утверждает божественный Павел, который пишет: «Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных» (1 Кор. 15, 40). Этим словом, как рассуждает святой Златоуст, божественный Павел показал, что различия существуют не только между праведниками, но и между грешниками. Углубляясь в суть этой истины, он пишет: «Тела грешников воскреснут нетленными и {стр. 484} бессмертными, но эта честь (т. е. что тела их воскресли нетленными и вечными) посылает и в геенну для наказания: они воскресают нетленными, чтобы гореть вечно» [1072].

То же самое утверждает и великий солунский иерарх святитель Григорий Палама: «Все воскреснут, но, как говорит Павел, каждый в своем порядке (1 Кор. 15, 23). Тот, кто здесь умертвил греховные дела благодатью Святого Духа, там будет жить со Христом вечно божественной по сути жизнью. А тому, кто здесь умертвил благодать Святого Духа плотскими страстями и желаниями, предстоит, увы, быть осужденным вместе с творцом и виновником зла» [1073].

Итак, мы все воскреснем. Но воскресение будет воскресением в жизнь не для всех, но лишь для тех, кто здесь борется «доброй бранью» за добродетели. Грешники воскреснут в воскресение осуждения (Ин. 5, 29). Следовательно, то, к чему мы должны стремиться, – это не воскресение и бессмертие, которое так или иначе будет нам дано. То, чего мы должны искать, – это воскресение во славе, дерзновении и приобщении к Вечному Богу. Ибо приобщение к Богу – это благо, которое много выше нетления и которое «больше всего»! [1074]

Дай Бог, чтобы тогда и мы, возлюбленный читатель, получили тело, которое будет сообразно славному телу Господню (Флп. 3, 21), тело, подобное тому славному и нетленному телу, которое восседает одесную Бога Отца и которому поклоняются бесплотные силы [1075].

{стр. 485}

ВСЕОБЩИЙ СУД