«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Духовная радость, извещающая спасение, полна
смиренномудрия, полна благодарения Богу, сопутствуется обильными и постоянными слезами, непрестанными молитвами, не насыщается осуждением и
уничижением себя (т. е. постоянно себя осуждает и
уничижает) изливается в исповедании Богу, в славословии Бога, ознаменовывается умерщвлением к
миру. Она — предощущение вечной жизни! Она — живое познание Бога, которое вопиет таинственно:
Глас радости и спасения в селениих праведных: десница
Господня сотвори силу, десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду, и
повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Отверзите мне врата правды, вшед в ня исповемся Господеви. Сия врата Господня, праведнии внидут в ня. Исповемся Тебе, яко услышал
мя еси, и был еси мне во спасение (Пс. 117: 15–22).
Врата Господня — благодатное смирение. Когда отверзутся пред умом эти врата Божественной Правды, он перестает осуждать ближнего, памятозлобствовать
на него, обвинять и его, и обстоятельства, перестает
оправдывать себя, познает во всем совершающемся
непостижимую правду Божию и отвергает свою правду, как мерзость. Этими вратами в исповедание бесчисленных благодеяний Божиих и многочисленных
своих согрешений, омовенный слезами покаяния и
умиления, входит человек чистою молитвою и духовным ведением пред лице Божие» (святитель Игнатий
(Брянчанинов)).
Страшно обратить страсть в навык
«Однажды пришел ко мне некто из братии и сказал: «Прости меня, отче, и помолись о мне: я краду
и ем». Я спросил его: «Зачем же? Разве ты голоден?»
Он отвечал: «Да, я не насыщаюсь за братской трапезой и не могу просить». Я сказал ему: «Отчего же ты
не пойдешь и не скажешь игумену?» Он отвечал мне:
«Стыжусь». Говорю ему: «Хочешь ли, чтоб я пошел и
сказал ему?» Он говорит: «Как тебе угодно, господине». Итак, я пошел и объявил о сем игумену. Он сказал
мне: «Окажи любовь и позаботься о нем как знаешь».
Тогда я взял его и сказал келарю при нем: «Окажи любовь, и когда придет к тебе сей брат, давай ему, сколько он хочет, и ни в чем не отказывай ему». Услышав
это, келарь отвечал мне: «Как ты приказал, так и исполню». Проведя таким образом несколько дней, брат этот опять приходит и говорит мне: «Прости меня, отче, я снова начал красть». Говорю ему: «Зачем
же? Разве келарь не дает тебе, чего ты хочешь?» Он
отвечал мне: «Да, прости меня, он дает мне, чего я