«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

будет Тебе противиться, ибо во благом исполняет желание рабов Своих.

Гордым Бог противится потому, что они, добиваясь

чести, думают только об одном удовлетворении своего честолюбия, но когда явятся завистники, противники, когда постигнут скорби, не рады бывают своему

положению; иногда сами сознают, что не могут оправдать своего положения, и начинают тяготиться им.

Гордым Бог противится еще и потому, что они, достигши одной чести, не бывают довольны, а стремятся

к другой, и так без конца, пока несчастьем, бесчестием

или смертью Бог не положит конец их гордым стремлениям.

Слава и богатство часто понимаются односторонне, как одно приятное удовлетворение самолюбия, без

скорбей, без неприятностей. Но для богатых и славных еще чувствительнее всякие неприятности. Кто

трепещет за славу, за богатство? Конечно, не тот, кто

их не имеет. У кого более завистников, как не у богатых и славных? У них считающиеся друзьями бывают

первыми врагами.

Земная слава и богатство не могут удовлетворить

нашего бессмертного духа, стремящегося к своему

первообразу — Творцу, Промыслителю, Спасителю.

Потому и богатые отказывались от богатства и раздавали его на бедных и на монастыри, и славные отказывались от славы, чтобы, избежав мирской гордости, во смирении христианском угождать единому Богу.

Нам надо заслужить не похвалу мира, а похвалу

Божию. Что высоко у людей, то может быть мерзость

в очах нелицеприятного Господа и Судии по истине и

правде.

«Кто может избежать их…»

Поведал преподобный Антоний Великий: «Видел

я некогда все сети, раскинутые по земле врагом человеческого рода, и с глубоким вздохом сказал сам себе: кто может избежать их? — и я услышал в ответ мне

голос, который произнес: cмирение!»

Из жития святителя Иоанна

Видя кого-либо из горделивых, святитель не обличал его прямо, а заводил речь о смирении и обличал в тщеславии самого себя. «Удивительно, господа

мои, — говорил он, — как это не помнит душа моя о

смирении, какое явил нам Сам Сын Божий на земли;