«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Мы оставляем города и мирские наслаждения и удаляемся в пустыню для того, чтобы избежать искушений, вообще – чтобы быть подальше от всех тех мест, представляющих удобство для греха. Живущий в городе очень легко подвергается греховному падению, либо одолеваемый слабостью природы, либо прельщаемый диаволом, или соблазняясь видом красивых
лиц и слыша бурные речи: отсюда и возникают нечистые помыслы и сквернят душу. А для оскверненной
души уже закрыт вход в Царство Небесное до тех пор, пока она не очистится покаянием.
Искушение келией. Предводитель душевных врагов
наших искушает тебя и слушает и путает попечением
о приобретении собственной келии, но ведь на все
ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 82 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 83
нужно ожидать воли Божией; равно и относительно
келии нужно положиться на волю Божию: благоволит
нам Господь иметь свой келию, – добро и благо, не
благоволит – нужно потерпеть и покориться всесвятой Его воле. Всеблагой Промысл Божий всегда устрояет о нас то, что для нас полезное. Мы же, по неведению, часто стремимся к противному (преподобный
Амвросий Оптинский).
Однажды меня обокрали: стащили колеса с нашей
повозки. Объяснил я старцу Леониду свое горе и сказал, что знаю вора и могу отыскать колеса. «Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами, – отвечал
батюшка. – Это Бог тебя наказал: ты и понеси Божие
наказание, и тогда малой скорбью избавишься от
больших. А если не захочешь потерпеть этого малого
искушения, то будешь наказан...»
Смиренный старец может напечатать свою статью, свое письмо, свою заметку в духовном журнале без всякой подписи – и тем оградит себя от искушения тщеславия. Он может и написать-то ее «за святое послушание», еще меньше будет место искушению тщеславия.
Чтобы исправить добродетели, надо победить искушения, потому что, кто не терпит искушений, тот не
может преуспеть в добродетели. Нужно ли мне было поститься или помолиться, всегда враг воздвигал
против того искушения, чтобы разорить начинаемое
(старец Гедеон Афонский).
Спасающиеся и подвизающиеся для будущей жизни испытываются разными искушениями, для искуса
(опыта); все надобно терпеть и не давать место врагу, и терпением все пройдет (старец Гедеон Афонский).
Монах, который еще не искушен во многих послушаниях, не может быть искусен и в духовном делании.
Послушаниями приобретаются добродетели: терпение, кротость, самоукорение, познание своих немощей и проч. (преподобный Иосиф Оптинский).
Кто не читает молитву Иисусову, у того не бывает искушений (преподобный Анатолий Оптинский).