«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

все это только частные примеры, и в прежнее время, и Святая Церковь, как мудрая и чадолюбивая мать, никогда не узаконивала этих частных случаев в общий пример для всех людей без исключения. Чтобы

избежать гибельных последствий, не впасть в тяжкие

грехи, то весьма благоразумно будет, если и совсем не

браться за такого рода высокие рискованные испытания. Во избежание тяжких погрешностей через испытание твердо должно помнить, что для рискованных

испытаний необходимо испытание, необходима высокая вера обоих, то есть старца и ученика, при том же

и глубокое смиренномудрие обоих, а иначе, испытание

вместо пользы принесет только вред для души и горькие слезы впоследствии. Лучше всего смиряться перед

высокими примерами святых отцов и не браться за то, что превышает нашу слабость и убогую веру и наше немощное мудрование. Меньшего же рода испытанием, то есть не рискованным и не грозящим впоследствии

опасностью, прилично и всякому старцу искушать веру

и послушание своих учеников (из «Русского инока»).

Ох, ох, ох! Теперь настают времена люты; род человеческий приходит в изнеможение, столбы крепко

колеблются, подвижники ослабевают в своих силах и

тем только и спасаются, что их гонят и причиняют им

скорби, что переносят благодарно и терпеливо искушения (старец Неофит, Киево-Китаевской пустыни).

Тяжела жизнь... терпение искушений. Одна уже «покорность» ей, терпеливое несение ее тяжести, со смиренной преданностью всего себя воле Божией (даже и

без других подвигов) – великий подвиг веры во Владыку

жизни, любви к Нему, доверие и упование. Терпи только с благоразумием и покорностью, – это послужит тебе для получения неизъяснимых благ радости вечного

блаженства на небе (архиепископ Арсений (Чудов)).

В болезнях обращайся к искусному врачу, которого способности засвидетельствованы всенародно. Но

прежде всего молись Богу, чтобы Он просветил взор

врача на твою болезнь и дал успех его врачеванию. Не

ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 86 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 87

пренебрегай естественнными средствами к своему выздоравливанию, иначе ты будешь искушать Бога, когда

станешь молиться о продолжении своей жизни. Но не

надейся в болезни более на врачей, нежели на Бога.

Должно удаляться всего плотского. Человек, близкий

к плотскому искушению, подобен стоящему над глубокой пропастью. Враг человека, в какое бы время ни

захотел, легко низвергает в эту пропасть. Но удаляющийся от всего плотского подобен стоящему далеко от