«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

искушению и диаволу большую дерзость в нападении

и радость. Потому сильно искушаемых должно ободрять, говорить, что им, как состоящим под покровительством Божиим, нечего бояться.

Что касается до искушений бесовских через людей, то по двоякому характеру их и брань с ними двоякого рода. Одни искушения производят в нас гнев, скорбь, отвращение, а другие обольщают, возбуждают приятные чувства, привлекают к себе. Когда

какой предмет возбуждает неприятные чувства, то

от него не должно уклоняться, а лучше сближаться

с ним; например, случается, что люди, несогласные

между собой, становятся тем ненавистнее друг другу, чем более избегают встречи друг с другом; а когда один из них хочет сблизиться с противником, то часто примиряются. Впрочем, когда от недавней

обиды чувство гнева сильно кипит, то в это время

надобно опасаться, чтобы от присутствия сделавшего неприятность чувства гнева и злости еще более не

возбуждались и, омрачив рассудок, не довели до безрассудных поступков. Тогда лучше удалиться от искушения, обратить все внимание на другой предмет и

выжидать, пока утихнет буря, или как некто из древних сказал: «Отними кипящий котел от огня, пока

остынет». Чтобы совершенно подчинить страсти разуму, истребить уязвляющее жало их, недостаточно

однажды только подавить их, а лучше, не уклоняясь

новых случаев к возбуждению страсти, стараться с

новым усилием подавлять ее; например, когда представляем себе разные неприятности и огорчения, то

здраво должны обсудить, что в таких обстоятельствах, при помощи благодати, надобно делать, и при

всяком данном случае надобно принуждать себя незлобливо, молчаливо стерпеть, великодушно перенести неприятность, как искушение, посланное нам за

ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 100 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 101

грехи, или для испытания терпения, для приучения к

незлобию, ободрять себя примером Спасителя. А на

оскорбившего человека надобно смотреть, как на ослепленного страстью, как на жалкое орудие бесовского искушения.

Но когда чувственная природа наша сильно увлекается к приманкам удовольствий, то в этом случае надобно вести брань совсем иначе: не только не должно

приближаться к обольстительным приманкам, но как

можно дальше удаляться от них; особенно это надобно соблюдать при искушении плотской похоти. Кто

произвольно вдается в опасность, тот погибнет в ней.

Потому, кто хочет одержать победу над сладострастным врагом, тот должен обратиться в бегство, чтобы

спастись.

Когда враг не успеет преодолеть нас и ввести в грех, то, притворяясь побежденным, заходит с другой стороны, –