История русской философии
[35] Ibid., гл. II, б (стр. 112 - 117).
[36] Ibid., гл. IV, 6 (стр. 190-195).
[37] Филос. тетради. Стр. 189.
[38] Соч. т. XIII, стр. 187. См. также Ibid., стр. 278 ff.
[39] Ibid., стр. 281.
[40] Ibid., стр. 303.
[41] Ibid., стр. 213.
[42] Ibid., стр. 214.
[43] Филос. тетради, стр. 109.
[44] Ibid., стр. 289.
[45] Итак, "самодвижение материи" и кладет начало движению, объективно существующему. Кроме petitio principii, в этом утверждении нет ничего!
[46] Филос. тетради, стр. 141. Напомним близкое к этому воспевание отрицания у Бакунина.
[47] Соч., т. XII, гл. V, 3.
[48] Все это пресловутое "самодвижение материи", которое выручает Ленина и всех представителей советской философии, есть просто приспособление учения Гегеля о "самодвижении понятия". И здесь оно просто deus ex machina...
[49] Соч., т. XIII. Стр. 41.
[50] Ibid., стр. 73.
[51] Ibid., стр. 304.
[52] Надлежащую оценку продуктов философского творчества в Сов. России можно, конечно, искать лишь в зарубежных изданиях. Из серьезных обзоров заслуживают внимания этюды: П. Прокофьев (Чижевский), Советская философия (Современные записки, № 33. 1927); Чижевский, Философские искания в Советской России (Совр. записки, № 37, 1928 г.); Лосский, Диалектический материализм в СССР. Paris, 1934; Бердяев, Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм (приложение к журналу "Путь" и отдельным изданием). Париж, 1932.
Из огромной литературы, изданной в Сов. России, собственно нечего выделить, кроме сборника "За поворот на философском фронте". 1931. Москва. Отдельные книги разбросаны в указанных выше этюдах.
[53] Москва, 1931 г.
[54] Бердяев. Генеральная линия... Стр. 17.
[55] Ibid., стр. 11.
[56] "За поворот..." Стр. 15.
[57] Ibid., стр. 98.
[58] "За поворот...", стр. 22.
[59] "Огиз". 1933.
[60] См. о них в указанных выше очерках.
Глава II. Религиозно-философское возрождение в XX в. в России. Мережковский и его группа. Религиозный неоромантизм (Бердяев). Иррационализм (Шестов)