История русской философии
[57] "Киркегард и экзистенциальная философия", стр. 15.
[58] Ibid., стр. 22.
[59] Ath. u. Jerus. S. 359.
[60] Ibid., стр. 356.
[61] Ibid., стр. 351.
[62] Из предсмертной статьи о Гуссерле (Рус. записки, 1939 г., № 1, стр. 110).
[63] Ath. u. Jerus. S. 35.
[64] С точки зрения вечности (лат.). Формула Спинозы.
[65] Ibid., стр. 207.
[66] "Апоф. беспочвенности", стр. 108.
[67] Ibid., стр. 215.
[68] Ibid., стр. 9.
[69] "Единичные явления, пишет Шестов (Ibid., стр. 207), говорят нам больше, чем постоянные повторения". "Справиться с индивидуальным философии не под силу" ("Власть ключей", стр. 263).
[70] "На весах Иова", стр. 22.
[71] Ath. u. Jerus. S. 230. Ср. "Скованный Парменид" (р. изд.), стр. 15, 31.
[72] "На весах Иова,", стр. 52. "Наука всегда об общем" ("Ск. Парменид", рус. изд., стр. 13).
[73] Ath. u. Jerus. S. 34.
[74] Ibid., стр. 285.
[75] Ibid., стр. 226. См. также статью о Гуссерле, Рус. зап., 1938, XII, стр. 144.
[76] "Скованный Парменид". Стр. 7 (Ath. u. Jerus. S. 43).
[77] "На весах Иова", стр. 188.
[78] Ibid., стр. 371.
[79] "Киркегард и экзист. философия", стр. 38, "Апоф. беспочвенности", стр. 4.
[80] Да будет (лат.).
[81] "На весах Иова", стр. 157.
[82] Ibid., стр. 58.
[83] Ibid., стр. 158.
[84] Ibid., стр. 220.
[85] "На весах Иова", стр. 168.
[86] Ibid., стр. 208.
[87] Ibid., стр. 215.
[88] "Киркегард и экзист. философия", стр. 194.
[89] Ibid., стр. 195.
[90] В этом отношении исключительно интересна и своеобразна реабилитация Протагора у Шестова ("На весах Иова", стр. 164 - 168, passim).
[91] "Власть ключей", стр. 36.
[92] "На весах Иова", стр. 195.
[93] Статьи о Бердяеве. Совр. записки, 1938, № 67, стр. 202.
Глава III. Кн. С. и Е. Трубецкие
1. Мы переходим к изучению мыслителей, которые хотя и связаны с религиозным возрождением в России в XX в., но творчество которых проявилось больше всего в чисто философской области. Целая плеяда ярких, высокоталантливых людей, часто исходя из совершенно различных оснований, не только связывают свои философские идеи с христианством, но пытаются религиозно осмыслить и самые пути и задачи философии. Большинство из них, совершенно не разделяя установок секуляризма, все же ставят философию и религиозный "мир" рядом: получается, таким образом, своего рода "неустойчивое равновесие" с неизбежностью перевеса, в разных точках, в одну или другую сторону... Не менее любопытная особенность мыслителей, к изучению которых мы переходим, состоит в том, что все они в общем верны трансцендентализму, но толкуют его в линиях реализма и заняты преимущественно проблемами метафизики.
Конечно, все мыслители, о которых будет речь, испытали в той или иной степени влияние Вл. Соловьева, вообще продолжают начатое Соловьевым введение религиозных идей в круг философии. Исключение представляет один Спир и отчасти еще П.Б. Струве (см. о них следующую главу), все же остальные, хотя и по-разному, продолжают направление, намеченное Соловьевым. Ближайшие друзья Вл. Соловьева, братья Трубецкие, должны быть в этом смысле выдвинуты на первый план.
Князь Сергей Николаевич Трубецкой (1862 - 1905) принадлежал к одной из самых просвещенных родовитых семей в России: на редкость благоприятная семейная обстановка чрезвычайно способствовала духовному и умственному росту талантливого юноши. Пребывание в средней школе (в Калуге, где служил отец С.Н. Трубецкого) не затрудняло его; уже в эти годы он почувствовал чрезвычайный интерес к философии (между прочим, под влиянием чтений сочинений Белинского). Очень рано у С.Н. Трубецкого (когда ему было 16 лет) пробудились религиозные сомнения, он становится "нигилистом", а затем увлекается позитивизмом
746 XX ВЕК