История русской философии

[37] См. особенно Ibid., стр. 106.

[38] 34 "Этика преображенного эроса".

[39] Ibid., стр. 104.

[40] Ibid., стр. 119.

[41] Ibid., стр. 134.

[42] Гартман Николай (1882 - 1950), немецкий философ, основоположник "критической (новой) онтологии".

[43] Ibid., стр. 157.

[44] Ibid., стр. 174.

[45] Превосходное раскрытие этой идеи в гл. VIII (Ibid., стр. 200).

[46] Ibid., стр. 216.

[47] Замечательны слова Вышеславцева: "независимость, суверенность, вершинность нашего "я" усматривается легче, нежели зависимость от Абсолюта. Интуиция самого себя легче, нежели интуиция Абсолютного" (Ibid., стр. 216), но именно в этом пункте у Вышеславцева появляются нотки метафизического плюрализма устранить каковые ему так и не удалось.

[48] Ibid., стр. 229.

[49] См. Ibid., стр. 225.

[50] Ibid., стр. 231.

[51] Ibid., стр. 273.

[52] Вышеславцев очень любит освещать философские проблемы параллелями из современного научного мышления (Ibid., гл. IX), это было уже в книге "Этика Фихте".

[53] См. мой этюд "О роли воображения в духовной жизни" (по поводу книги Вышеславцева) ("Путь").

[54] См. кроме "Этики преображенного эроса" два этюда - "Образ Божий в грехопадении" и "Образ Божий в существе человека", первоначально в немецкой книге Kirche, Staat und Mensch Russ. Orthodoxes Symposion Genf. 1937 (позже в "Пути").

[55] Литература о Струве, как мыслителе, невелика. В упомянутой в гл. I (ч. IV) работе Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" находим первый в русской литературе разбор построений Струве по философии истории (с точки зрения правоверного экономического материализма). Работы Струве по экономике вызывали всегда много журнальных откликов. К философии относятся уже первые работы Струве (в порядке отдельных экскурсов, в статьях по экономике), предисловие к книге Бердяева о Михайловском (в этом предисловии 84 стр.), полемика с Булгаковым о "свободе и необходимости" ("Вопр. фил. и псих." № 36). Ряд философских статей собраны в двух книгах: "На разные темы" (1902), "Patriotica" (1911). Отметим еще статьи Струве: Заметки о плюрализме (Труды русских ученых за границей. Берлин, 1923); Метафизика и социология (Зап. Рус. научи, инст. в Белграде. 1925); статьи по истории русской мысли: 1) О Достоевском. "Рус. мысль". 1921, 2) Об Аксакове И.С. "Рус. мысль". 1923, 3) О Шевыреве (Зап. Рус. научн. инст. в Белграде. 1940). Из общих характеристик Струве, как мыслителя, особенно важна статья С.Л. Франка ("Возрождение", 1949, № 2). К биографии П.Б. Струве см. еще брошюру Даватца "Правда о Струве". Белград.

[56] "На разные темы", стр. 187.

[57] Ibid., стр. 489.