История русской философии

Философия Сковороды, бесспорно, была продуктом его личного творчества, но это совсем не отрицает возможности ряда влияний на него. При нынешнем состоянии материалов совершенно невозможно в этом отношении что-либо категорически утверждать; тем важнее нам кажется указать на чрезвычайную близость построений Сковороды к системе Мальбранша. Только у Сковороды и манера изложения иная, да и идея Логоса не стоит в такой ясности в центре системы, как это мы находим у Мальбранша. Отвержение чувственного бытия у обоих философов определяется совсем разными мотивами, Сковорода мыслит библейски, Мальбранш всюду рационалист. Тем не менее близость построений обоих философов часто замечательная.

Сковорода был тверд в свободном своем творчестве, но решительно чужд всякому бунту: наоборот, им владеет убеждение, что он в своем искании истины остается со Христом, ибо "истина Господня, а не бесовская". Сковорода никогда не отрывается от Церкви, но никогда и не боится идти путем свободной мысли. В истории русской философии Сковороде принадлежит таким образом очень значительное место, как первого представителя религиозной философии. Вместе с тем в лице Сковороды мы стоим перед бесспорным фактом внутрицерковной секуляризации мысли. Вот к кому действительно применима средневековая формула о fides quaerens intellectum[54].

Нам остается теперь перейти к изучению того же процесса секуляризации мысли уже за пределами Церкви в светской интеллигенции, окончательно оформившейся в русской жизни с воцарением Петра Великого.

[1] Соч. Стр. 313.

[2] Соч. Стр. 328.

[3] Маяьбранш Никола (1638 - 1715), французский философ, считавший, что путь к познанию Бога открывается через созерцание идей.

[4] См. особенно соч., стр. 355. Убеждение это часто высказывается Сковородой.

[5] Эта мысль очень часто встречается у Сковороды. См. самое раннее его произведение и последний диалог (Соч. Стр. Я и 520, passim).

[6] Нет, однако, решительно никаких данных утверждать, что Сковорода знал Мальбранша, хотя с современной французской философской литературой он был немного знаком, как это видно из его беглых критических замечаний о духе его века.

[7] Соч. Стр. 309.

[8] Соч. Стр. 96.

[9] Ibid. Стр. 199.

[10] Ibid. Стр. 88.

[11] Ibid. Стр. 257.

[12] Ibid. Стр. 89, 91.

[13] Ibid Стр. 131.

[14] Библейская психология анализирована, насколько мне известно, лишь в старой, но до сих пор единственной работе D е 1 i t s с h. System d. bibhschen Psychologic, 1856 (у меня под руками английский перевод Edinbourg, 1875). См. также 1-ю главу в книге Wheeler Robinson. The Christian doctrine of Man.

[15] Соч. Стр. 238.

[16] Ibid. Стр. 94.

[17] Ibid. Стр. 171.

[18] Ibid. Стр. 238-239.