История русской философии
[8] В. Ключевский. Стр. 256.
[9] Веселовский. Ibid. Стр. 67.
[10] Гельвеций Клод Андриан (1715 - 1771), французский философ-материалист ("О человеке", 1773).
[11] Гольбах Поль Анри (1723 - 1789), французский философ-материалист. "Система природы" (1770) его главное сочинение.
[12] Фенелон Франсуа (1651 - 1715), французский писатель.
[13] Едва ли не первым проявлением этой критики были письма Фонвизина из-за границы. Но еще кн. Вяземский в своей книге показал, что эта критика опиралась на западные же источники. См. об этом справедливые замечания у Веселовскрго. Ibid. Стр. 87, 90. Haumant (Op. cit. P. 119) справедливо связывает "галлофобию" у разных русских людей с англоманией. "Запад сам внушал русским людям критическое отношение к Западу", замечает он (Ibid. P. 119).
[14] Ibid. P. 112.
[15] См. об этом статью Чечулина "Русский социальный роман XVIII в." Журн. Мин. Йар Проса., 1901, также этюд Кизеветтера, посвященный утопии Щербатова.
[16] Это понятие можно сблизить с известной характеристикой французской мысли XVIII в. у Тена, который говорит о "классицизме" мышления XVIII в.
[17] См. об этом книгу Боголюбова "Новиков и его время", гл. XIV [См.: Боголюбов В.Н. Н. Новиков и его время, М., 1916.].
[18] Мерсъе Луи (1740 - 1814) и Морелли, французские писатели, авторы литературных утопий.
[19] См. об этом Веселовский. Ibid. Стр. 119.
[20] Флоровский. Op. cit. Стр. 534 (Примеч.).
[21] "Вольтерианство" продолжалось в России и в XIX в., но серьезного значении для движения русской мысли оно не имело. См., впрбчем, этюд Павлова-Сильванского (Материалисты 20-х годов" (в книге "Очерки по русской истории XVIII - XIX вв.").
[22] Фонтенель Б. Беседы о множественности миров. (1686).
[23] Веселовский (Ibid. Стр. 57) сообщает, что эти письма в рукописи хранятся в Публичной библиотеке.
[24] О Татищеве см. книги Н. Попова [Попов Н.А. Татищев и его время. М., 1861.], а также у Милюкова "Очерки по истории русской культуры". Т. III (ч. II, гл. II).
[25] Веселовский. Ibid. Стр. 20.
[26] См., например, у Флоренского. Op. cit. Стр. 89 и дальше.
[27] "Он пишет всегда точно проданным пером", зло отмечает Флоренский (Ibid., стр. 90).
[28] Некоторые историки философии вообще и авторы книг по русской философии смешивают "естественную религию" с деизмом, сущность которого заключается в признании творения мира Богом, но с отвержением участия Бога в жизни мира. "Естественная" же религия не включает в себя определенных учений, кроме общего признания реальности Божества. Как показал Зелинский (Cicero im Wandeljahre), все построения "естественной" религии в Европе восходят к сочинению Цицерона "De natura deoru im" [См.: Цицерон. О природе богов// Философские трактаты. М., 1985.]